Великий русский писатель Н. А. Некрасов принадлежал к поколению разночинцев, революционеров демократов. Он сочувственно относился к русскому народу, сострадал ему, мечтал о свободной демократической родине и критически изображал помещичье сословие, тормозящее развитие России и мучающее крестьянское подневольное население.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась тринадцать лет и была закончена в 1876 году. Она отражала целый ряд исторических процессов, происходивших в России, – окончательное разложение самодержавной системы государства и его главной опоры – поместного дворянства. Говоря о дореформенном и пореформенном развитии своей Родины, Н. А. Некрасов сатирически изображает помещиков, высмеивает этот класс. В раскрытии этой проблемы он явно продолжил традиции своего предшественника Н. В. Гоголя.

Взгляды Н. А. Некрасова на помещиков и их изображение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делает интересными и своеобразными еще и та форма, которую выбрал автор для их показа. Он создал произведение в народных традициях. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» неразрывно связана с традициями устного народного творчества (сказочный зачин, сюжет, пословицы, сказки, песни, поговорки).

Так кем же и как представлена старая Русь, то есть дворянское сословие в поэме Н. А. Некрасова? Семеро мужиков правдоискателей встречают на своем пути много весьма колоритных образов помещиков. Первый из них – Гаврила Афанасьевич Оболт Оболдуев.

Уже в том, как описывает автор нового героя, содержится изрядная доля иронии: «Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие…» Его «говорящая» фамилия подкрепляется его «умными» речами. Больше всего на свете он кичится своим происхождением и с удовольствием рассказывает крестьянам о своем родовом древе. По отцу он происходит от татарина Оболдуя, который «потешил зверями государыню», то есть загонял для нее волков, лисиц и медведя (правда, медведь его тоже, в свою очередь, «ободрал»). А по матери его прапрадед был знаменит тем, «Пытал поджечь Москву, Казну пограбить думали, Да их казнили смертию». Именно такими предками и древностью своего рода гордится Гаврила Афанасьевич.

Этот помещик по прежнему, несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, предается воспоминаниям о том «золотом времечке», когда он мог управлять не только своими крепостными, но чувствовал себя хозяином всего вокруг: «и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почет. Не только люди русские, Сама природа русская Покорствовала нам». Он вдохновенно рассказывает крестьянам правдоискателям о том, какие балы, охоты, обеды задавал он сам и его соседи помещики.

Без всякого стеснения поведал Оболт Оболдуев своим слушателям, с каким неограниченным ничем произволом управлял хозяин крепостными: «Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание, Кулак – моя полиция».



Он совершенно серьезно уверяет мужиков, что от отмены крепостного права больше всего пострадала Россия в целом: «поля – недоработаны, Посевы – недосеяны, Порядку нет следа!» Не меньше пострадали и помещики, потому что, оставив им только землю, их лишили средств к существованию. Мужики должны русского барина пожалеть и ему посочувствовать, так как его, именитого дворянина, заставляют трудиться, а «Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет, Не станет печь топить».


Крестьяне, слушавшие исповедь Гаврилы Афанасьевича Оболта Оболдуева, из его рассказа понимают, что он вовсе не чувствует себя счастливым человеком, а об отмене крепостного права делают вывод: «Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!»

Не менее интересен и выведенный в поэме образ князя Утятина по прозвищу Последыш. Некрасов в поэме рисует довольно необычный портрет этого героя: «Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!»

Только потом мы узнаем, почему так странно выглядит этот помещик. Князь Утятин не захотел примириться с отменой крепостного права, с ним случился удар, когда из города приехал чиновник и подтвердил известие об освобождении крестьян. Сыновей, которые пытались пристыдить его, Утятин обещал лишить наследства, поэтому они объявили отцу, что «мужиков помещикам Велели воротить», а сами упросили крестьянскую общину во всем потакать барину, посулив за это отдать им во владение сенокосы на Волге.

Так всем «миром» во главе со специально назначенным скоморохом старостой Климом терпят крестьяне насмешки и глупые распоряжения своего бывшего барина: тот велит разметать и высушить совершенно сухой стог, женить шестилетнего ребенка на семидесятилетней вдове, «впредь унимать коров», чтобы они не мычали возле барского дома. Этот человек не уважает достоинства своих крестьян: его любимый холоп Ипат со слезами умиления вспоминает, как его «князюшка» «в тележку запрягал», потом продергивал на веревке из одной проруби в другую. Точно так же он без всякого уважения относится к своим собственным детям: сыновьям и невесткам он велит танцевать и петь, чтобы повеселить его. Все окружающие вынуждены ломать «комедь» из за самодурства и упрямства князя Утятина. Единственный, кто не захотел покориться и во всем потакать барину, был крестьянин Агап. Но когда с Последышем случился третий удар, выяснилось, что его наследники вовсе не собираются сдержать обещание, данное ими крестьянской общине, и крестьянам придется судиться за обещанные «поемные луга». Воистину, яблоко от яблони недалеко падает!
Такими людьми предстают перед читателем в поэме помещики уже пореформенной эпохи. Они вызывают брезгливость и насмешку автора за паразитизм, нежелание трудиться, консерватизм, упрямство и глупость.

Намного страшнее и отвратительнее выглядят помещики времен крепостного права, изображенные в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов считает своим долгом показать жизнь крепостных крестьян не только после рабской зависимости, но и под пятой бар крепостников, образы которых мы видим в поэме. Это Шалашниковы из Корежина, старший из которых лично порол кнутом тех, кто не заплатил оброка, «выбивал лобанчики» из крепостных, а его сын пригласил для этой цели немца Фогеля. Немецкий управляющий так притеснял крестьян, что они живого закопали его в землю. Не менее отвратительно выглядит и жестокий крепостник пан Глуховской из «Легенды о двух великих грешниках». Он не только не стесняется своей жестокости, а хвалится ею, говоря атаману Кудеяру: «Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю». Разбойнику за убийство этого человека прощаются все грехи: падает на землю могучий дуб, который он должен был спилить кинжалом во искупление всех своих прегрешений.

Благодаря нарисованным в ней образам крепостников поэма Н. А. Некрасова становится обличительным актом против поместного дворянства. Изображенная поэтом широкая картина жизни России до и после реформы говорит о разложении помещичьего класса, разрушении дворянских усадеб, утрате нравственных принципов, а также о том, что помещики ничего в своей жизни менять не желают.