Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Учился в школе, а через год после начала Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Уже после войны окончил Тбилисский государственный университет, филологический факультет.
Трудные испытания военных лет оказали решающее влияние на формирование Б. Окуджавы как поэта.
Первый сборник «Лирика» появился в 1956 году.
Поиски оригинальной поэтической формы выражения, творческой индивидуальности рельефно проявились во второй книге Окуджавы «Острова» (1959). Вслед за этим сборником вышли «Веселый барабанщик» (1964) и «По дороге к Тинатин» (1964), тепло принятые любителями поэзии. Книга «Март великодушный» (1967) оказалась слабее предыдущих при ее подготовке поэт некритически подошел к отбору стихов, ранее публиковавшихся в периодической печати. Но и в так называемых «слабых» стихах истинного поэта читатель нередко находит выражение самых сокровенных чувств их творца.
Стихи поэта систематически печатались на страницах многих газет и журналов.
В 60—70-х годах Б. Окуджава писал также прозу («Бедный Авросимов», «Похождения Шипова, или Старинный водевиль», «Путешествие дилетантов»). Но и в прозаических жанрах Окуджава остается поэтом, размышляя о чем-то своем, затаенно личном.
Песенная поэзия Окуджавы привлекает внимание самой широкой аудитории читателей и слушателей. В конце 50-х годов Окуджава первый взял гитару, чтобы напеть под ее аккомпанемент свои стихи. С тех пор исполнение собственной мелодии на собственные стихи получило широкое распространение. Песни-стихи Б. Окуджавы в его исполнении звучат по радио, с концертной эстрады, с теле- и киноэкрана.
Вокруг стихов Окуджавы не раз возникала полемика. В этих спорах оппоненты пытались вскрыть достоинства и слабости стихов Окуджавы, разобрать¬ся в своеобразии его поэтического голоса.
Бесспорным остается тот факт, что Б. Окуджа¬ва — лирический поэт. Оптимист и жизнелюб, он не может оставаться безучастным ко всему непо¬этическому в действительности. В этом одна из при¬чин того, что в его поэзии так ощутимы, с одной стороны, интонации человеческого горя, печали, а с другой — ирония и самоирония. Так, в пронзитель¬ных словах «Ах, война, что ты сделала, подлая», нельзя не обратить внимания на интонацию боль¬шого людского горя и скорби. Но считать Окуджа¬ву трагическим поэтом вряд ли правомерно. Есть у него и строки, от которых веет глубоким жизне¬любием и уверенностью в завтрашнем дне.
Булат Окуджава немало стихов посвятил Моск¬ве. В одном из них поэт восклицает
Мой город носит высший чин и звание Москвы,
Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.
Лирический герой Окуджавы в чем-то по харак¬теру похож на этот город «Ах, этот город, он такой, похожий на меня...»
В стихах поэта очень часто упоминается Арбат, арбатский двор, где происходят многие события. И это не случайно. Поэзия Окуджавы глубоко личная. У поэта с Арбатом связано немало детство, юность, опаленная войной, его товарищи, не вернувшиеся с фронта, наконец, место, где формировались первые этические и нравственные критерии будущего поэта. Окуджава пишет
Ах, Арбат, мой Арбат,
Ты — моя религия.
Стихи поэта смелы, конкретны, глубоко правдивы.
Однако было бы ошибочным утверждать, что буд¬то бы его мир сужен до рамок Арбата. Так, в «Песне о Сокольниках» поэт говорит
Мы вросли, словно сосны, своими корнями
В ту страну, на которой живем.
В лирическом мире поэзии Окуджавы немало ус¬ловного, сказочного здесь и элементы игры, кото¬рым пересыпаны отдельные строфы, здесь и необыч¬ные персонажи — Веселый Барабанщик, Голубой Человек, муравьи, сверчки. Но в этих стихах ощу¬тима неразрывная связь с реальностью, с современ¬ной жизнью.
Для поэзии Окуджавы харак¬терно широкое использование вводных слов, междо¬метий, союзов, слов контрастного значения («смеясь и плача», «трудно и легко»).