ЖАДОВ — герой комедии А.Н.Островского «Доходное место» (1856). Молодой человек, недавний выпускник университета, Ж. является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж., его резкость и иепочтитель-ность возмущают дядюшку, поэтому он отказывает Ж. в «ваканции» и в родственной поддержке. Ж. пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полиньку. Без средств, без состояния, с одними надеждами на будущее, Ж. все-таки сватается к ней и получает согласие на брак. Он предвидит трудности, которые ожидают его. Но Ж. верит в людей, «весело и с надеждой» смотрит в будущее и готов перенести любые тяготы, но не уступить «миллионной доли» своих убеждений и идеалов. Прошел год, и обыденная, безжалостная по-вседневиость подточила духовные силы Ж. Сцена в трактире — ключевая для понимания положения и душевного состояния Ж. Он встречается со старым приятелем, учителем Мыкиным; знакомится с «веселым» адвокатом Досужевым; наблюдает попойку чиновников, обмывающих первую крупную взятку Белогу-бова. Глазам Ж. открываются три способа устроиться в жизни. Сознательный аскетизм честного бедняка Мыкина несовместим с женитьбой и связан с непрестанными жертвами во избежание искушений. Путь Досужева — путь человека «потерянного»: все принимать, ни во что не вникать, не лезть на рожон, брать с купцов деньги за «слезные прошения с орнаментами» и пропивать их. Белогубовское счастье: брать взятки, чтоб «рука не сфальшивила», жить «в довольстве» и быть «уважаемым» человеком. Ж. начинает понимать, что он «ребенок», не имеющий о жизни «никакого понятия». Свои претензии предъявляет и Полинька, вовсе не склонная «сидеть дома» да работать «по велению мужа». Она хочет «новую шляпку», «бархатное платье» и вообще «весело жить», а не прозябать в честной трудовой бедности. Боясь потерять жену, измученный Ж. идет к дядюшке просить места «подоходнее». Только случайность, характерная для «крутых развязок» Островского, спасает Ж. от нравственного падения. Ж. вовсе не «Чацкий новой эпохи», каким он явился в начале пьесы. Он «не герой», а «обыкновенный слабый человек», загнанный «нуждой, обстоятельствами, необразованностью родных, окружающим развратом». Островский говорил о нем: «Это — мишура; тряхнули, все и осыпалось». В «обыкновенности» образа Ж. и заключается горькая ирония «общественной комедии» Островского. Первый исполнитель роли Ж.— А.А.Ниль-ский (1863). Среди других исполнителей — С.В.Шумский (1863), А.А.Миронов (1968).