О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса "Гроза" А. Н. Островского и очерк "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета (желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате - конфликт с окружающим миром, вплоть до преступления, развязка - смерть в речной пучине). Даже имена героинь одинаковы - их обеих зовут Катеринами.

Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь - путь греха: для Катерины Кабановой - на грех прелюбодеяния, для Катерины Измайловой - на грех прелюбодеяния и убийства (многократного).

Характерна для того времени причина, толкнувшая главных героинь на грех: "скука русская, скука купеческого дома, от которой весело... уда-виться". Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность: "Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало". Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера.

Однако их чувства очень резко отличаются друг от друга. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова выделяет Бориса из-за его отличия от окружающих, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за красивой внешности.

Кабанова любит Бориса одухотворенной любовью, другая, напротив, испытывает скорее 4>изическое чувство, которое перерастает во всепоглощающую страсть: "Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя". Она уже не слышит предупреждающего голоса Аксиньи: "Подлец пренепостоян-ный-непостоянный!", - не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей, ловится на его уловки. "Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест".

Чувства их различны, но они достигают такой силы, что "с ним ей и каторжный путь цветет счастьем", лишь бы быть с ним рядом, видеть его:

"Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо".

Сильные чувства толкают их на грех, но героини ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой это момент, когдв Варвара вручила ей ключ от садовой калитки. Ей будто бы показалось, что кто- то идет, и она положила

ключ в карман. Также Катерина Измайлова перед убийством Зиновия Бо-рисыча ждет от него повода, который разъярил бы ее; он нужен ей, чтобы окончательно оправдать для себя убийство мужа. "

Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство (у нее другие моральные устои). Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что она считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувствами, долгом перед мужем, перед Богом, перед обществом, единогласно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает ее к самоубийству отказ от нее Бориса, она доходит до крайней степени отчаяния, когда ей "что домой, что в могилу - все равно". Ей не хватило силы характера, чтобы пережить свою трагедию, ее хрупкие плечи не выдержали столь тяжкий груз.

На долю Катерины Измайловой выпали значительно более серьезные испытания, чем на долю Катерины Кабановой. Катерина Львовна не испытывает мук совести, но жутка ее ревность; "...Она затряслась и позеленела, в глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели". И это состояние женшины, у которой в.о время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, она даже'не думает о том, что сама тоже может погибнуть.

Таким образом, и Катерина Кабанова, и Катерина Измайлова вступают на путь греха из-за "скуки купеческого дома", из-за сильных чувств, которые они испытывают. Но по-разному проходят они эту дорогу. Более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, последовательна она на пути греха, и не сходит она с него до конца.

Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути. Цельные же натуры не сворачивают с выбранного ими пути добра или зла, не изменяют принципам, выбираемым ими раз и навсегда. Пусть Измайлова посвятила свою жизнь греху, но ее образ притягивает силой характера, готовностью на любые жертвы ради достижения своей цели.

Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"

А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие

А.Н. Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным произведением.так как "взаимные отношения самодурства и безгласности

Похожие сочинения

  1. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа...смотреть целиком
  2. Проблема любви в драме А. Н. Островскою \'Гроза"
    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет...смотреть целиком
  3. Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза")
    Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. "Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!" — восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл...смотреть целиком
  4. Значение символов в пьесе Островского «Гроза»
    Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает...смотреть целиком
  5. Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства
    Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским...смотреть целиком
  6. Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
    Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви. В. С. Высоцкий “Гроза” А. Н. Островского. “Леди...смотреть целиком
  7. Образ Кулигина  Новое!
    А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства. В своей пьесе Островский вынес действие...смотреть целиком