Ремарки могут иметь много функций: они могут описывать действия героев, чувства героев, перед началом сцены или действия ремарки описывают внешний вид и одежду героев. Это может быть характеристика персонажа или режиссерский комментарий к пьесе. В комедии ремарки выполняют несколько функций. Перед началом первого действия ремарки описывают возраст персонажей и их одежду. Через одежду же дается некоторым героям общая характеристика. Например, Милонов одет. Этот розовый галстук уже показывает, что Милонов весь какой-то очень гладкий, напомаженный и противный. Он пытается подольститься к Гурмыжской, он весь розовый, весь светится. Очень немного в этой ремарке сказано об Аксюше всего несколькими словами: Это показывает, как относятся к Аксюше в доме Гурмыжской немного лучше, чем к горничной.

Она здесь никому не нужна, ее держит Гурмыжская только для того, чтобы показать свою напускную добродетель мол, смотрите, я какая, бедную сироту спасаю. Но в действительности Гурмыжская к Аксюше равнодушна. Она не ненавидит свою племянницу, видимо, та ей просто безразлична. И это почти все сказано четырьмя словами: .Самая большая характеристика в этой ремарке это описание внешности Бодаева. Он одет в черное, застегнут наглухо, с медалями и орденами и немного глуховат. Бодаев один из резонеров в пьесе, и, наверное, поэтому ему выделено столько места. Бодаев, в отличие от Милонова, ругает Гурмыжскую и дружески относится к Несчастливцеву. Ему безразлично, что говорят и думают другие это не влияет на его убеждения. Эту склонность, точнее, черту характера показывают такие эпитеты, как и, то есть он глух по отношению к мнениям окружающих людей Гурмыжской, Милонова, Буланова. Он как бы отгорожен от их мира, у него свои представления о жизни, и ничто не может их изменить.

О Гурмыжской здесь сказано немного, и из сказанного может показаться, что Гурмыжская скромная, добродетельная вдова преклонного возраста. Но, читая пьесу дальше, обнаруживаешь, что Гурмыжская только играет роль добродетельной вдовы. Следовательно, этот прием использован для того, чтобы дальше глубже раскрыть характер Гурмыжской. И к концу пьесы превратить ее в корыстолюбивую старуху. О Восьмибратове и Буланове сказано еще меньше того, что сказано о Гурмыжской, но тем не менее по ходу прочтения пьесы ремарка приобретает все более глубокий смысл. В течение всего первого действия ремарки очень однообразны. В них главным образом указываются какието движения, перемещения героев относительно друг друга и интерьера, то есть это исключительно режиссерский комментарий. Эти ремарки рассчитаны на постановку пьесы в театре так может показаться на первый взгляд. Но в действительности эти краткие, скупые пояснения достаточно ярко отображают жизнь в. Люди до появления Несчастливцева живут как роботы, как какието неживые создания. Они только двигаются и говорят а чувств в этом их движении и бессмысленном говорении никаких не скрывается. Они все какие-то мертвые. Единственный человек, который в чувствует, это Аксюша. Она говорит то сквозь слезы, то серьезно. Она еще не утратила способность чувствовать.

Она живой человек в этом лесу. Во втором явлении второго действия впервые появляется Геннадий Несчастливцев главный герой пьесы. Ему дается самая большая характеристика из всех персонажей пьесы. Впервые описываются черты лица, и одежда странника описывается точнее, чем одежда Бодаева. Указывается наличие посоха и впервые показывается духовное и физическое состояние героя: . Геннадий, видимо, утомлен не только телом, но и душой. Он долго думал, заходить ли к тетке, так как перенес много лишений. Вкратце дается характеристика жизни, всего только одна фраза. Он утомлен этой жизнью, которая оставила на нем глубокий отпечаток. Ему уже за 35 он уже не может пережить какой-то душевный переворот и воскреснуть; возраст Христа позади. Жизнь его вся беспокойная ему суждено, он актер, а у актеров, особенно бродячих, жизнь всегда беспокойная. Причем здесь нужно отметить такую вещь: нигде в ремарках не сказано, что Несчастливцев трагический актер. Это выясняется только из реплик самого Несчастливцева и Аркадия, и это странно.Видимо, Островский считал нужным основную информацию сообщать не в ремарках, а через реплики героев. Это один из наиболее интересных выводов, которые можно сделать, читая Островского. Характерен такой момент: именно с появлением Несчастливцева в речи героев появляются какие-то чувства. Уже не только Аксюша говорит сквозь слезы, но и Буланов говорит с участием, что неожиданно, а Гурмыжская с испугом, что вполне закономерно. оживают с приходом Аркадия: люди уже не только монотонно передвигаются, но и начинают что-то чувствовать. Это отражается на ремарках: их становится больше, и это уже не только сухие слова, но и, и т. д. Ближе к концу пьесы ремарок становится еще больше, а конец пьесы состоит наполовину из ремарок, то есть Геннадий по мере своего пребывания в пробуждает Буланова и Гурмыжскую, превращает их в чувствующих людей и уходит, потому что он остался непонятым.

Таким образом, ясно, что в ремарки играют очень важную роль: они не только советуют режиссеру, как и куда какой актер должен пойти, но и раскрывают характеры действующих лиц. Ремарок в пьесе не очень много, но это весомые, точные слова, очень метко характеризующие тот или иной персонаж, и даже их отсутствие уже дает характеристику главным героям. Без ремарок не было бы пьесы как целостного литературного произведения, потому что они, наряду с репликами героев, раскрывают характеры и движут сюжет.

Ремарки, служащие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев, что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев сильный характер, Счастливцев слабый. С точки зрения символики интересны действия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает. И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев, как бы тем самым показывая, что он господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени.

Очень важна ремарка, указывающая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит. Этот момент напоминает одну сцену из произведения Гоголя, когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а так как Счастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать, кстати, он играл чертей на сцене. В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот момент, когда говорит о смерти или о могиле. А в конце второго явления он Счастливцеву. Столб служит предзнаменованием того, что Несчастливцев будет стоять у его разоблачение в доме Гурмыжской. В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: , и, что примечательно, именно Буланов, а затем она на нее не восходит, а ; в шестом явлении она опять же спускается, .Гурмыжская в похожа на какойто сказочный персонаж, на БабуЯгу. Она владеет лесом, но продает его по кусочкам, а ее усадьба носит символическое название. Она старая, но все еще заманивает молодых людей. У нее имеется коробка, которая отражает всю ее душу. Для нее эта коробка самое дорогое. И в ремарках постоянно упоминается о коробке и о деньгах.

Гурмыжская, как и Коробочка в, постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит для удовлетворения своих прихотей. Очень часто в ремарках упоминаются глаза Гурмыжской, ведь глаза зеркало души. Она постоянно показывает глазами Буланову какиелибо ее желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли, смотрит ей в глаза. В своей пьесе автор не забывает о природе. В усадьбе старый и намек на дремучий лес и заколдованный сад в сказках. На мрачные размышления наводит ремарка автора к действию четвертому: и говорят, что здесь будет драма. Интересен тот факт, что Несчастливцев не заходит в дом Гурмыжской, а живет в беседке. Эта беседка часто встречается в ремарках, к ней все время сходятся персонажи на которую тоже часто сходятся, можно считать скамьей подсудимых. Часто в ремарках Островский указывает на передачу денег от одного персонажа к другому. Эти деньги как бы ходят по кругу, и в конце концов возвращаются Восьмибратову, тугодуму, который всегда сначала думает, а потом говорит.К злому царству также относится Буланов, которому Гурмыжская отдает тысячу и который ей же врет. Его можно считать этаким Кощеем Бессмертным, он даже говорит, , и он же получит богатства Гурмыжской. Наиболее чистыми и набожными по ремаркам получаются Несчастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянно скрещивает руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем Спасителя и два раза, а Несчастливцев, как бы благословляя ее. В разговоре с Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит, так как она чувствует приближение суда за свои грехи, и Восьмибратов испугался Несчастливцева. Во время разговора о деньгах он поставил между собой и Несчастливцевым сына, Петра, апостола, когда Несчастливцев погрозил ему пальцем. И в самом конце наступает развязка.

Спаситель передает деньги, и они возвращаются купцу, а затем он обличает всех, причем в ремарке автора объясняется, откуда идет реминисценция. Итак, ремарка может служить не только для объяснения не очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателям всего психологизма ситуации. Также через те же ремарки хорошо просматривается авторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью писал один из литературных критиков.