В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…». Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными. Таков Тихон Кабанов - муж Катерины, который смирился с таким положением дел. Он во всём подчиняется своей матери, которую можно назвать «самодуром в юбке». Марфа Игнатьевна Кабанова (а попросту - Кабаниха) не знает границ дозволенного, того, чего нельзя делать относительно других людей. Она смело пользуется своей безграничной властью хозяйки. Таков и богатый купец Дикой.

Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.

Несмотря на «окаменелость» калиновского общества, Островский видит в нём и изменения. И самым первым вестником изменений является главная героиня пьесы - Катерина. Она нашла в себе силы противостоять самодурству и провозгласить новые идеалы настоящей жизни. Для этой героини существование в «тёмном царстве» хуже смерти.

Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое. Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».

Образ Кулигина так же неслучаен в пьесе, поскольку этот человек не может принять законов города Калинова, он почти единственный, кто понимает Катерину и видит истинную причину ее самоубийства. Неслучайно именно Кулигин произносит обвинительные слова, держа на руках тело мёртвой Катерины. Но, по мысли Добролюбова, Кулигин не способен на откровенный протест, на какой была способна Катерина. Главная героиня - «сильный русский характер», ибо она смогла пойти в своём протесте до конца.

Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.



«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе - в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем - Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина - женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть - глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
    Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание»...смотреть целиком
  3. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...смотреть целиком
  4. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского  Новое!
    Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический...смотреть целиком
  5. Основная идея произведения «Гроза»
    Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув...смотреть целиком
  6. Народные истоки характера Катерины
    "Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой - сельский вид", - такой ремаркой Островский открывает "Грозу", Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же...смотреть целиком
  7. Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница"
    Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех...смотреть целиком