Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия — безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,— говорит она Тихону,— кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал — это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. И за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой— «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут, куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаем истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурств: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон логика этой жизни»,— пишет Добролюбов о быте города Калинова, а, следовательно, и любого другого города царской России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустялет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н.
    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...смотреть целиком
  2. Хозяева и жертвы «Темного царства»
    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...смотреть целиком
  3. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству,...смотреть целиком
  4. Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
    Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние,...смотреть целиком
  5. Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы "Гроза").
    В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась...смотреть целиком
  6. ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ "ТЕМНОГО ЦАРСТВА" В ДРАМЕ "ГРОЗА"
    Где ты, гроза - символ свободы? А. С. Пушкин Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной...смотреть целиком
  7. Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе. В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства...смотреть целиком