Сочинение на тему: «Две судьбы, две трагедии» по произведениям «Гроза» А. Н. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Две судьбы, две трагедии.… Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда». Так в чем же их трагедия? Для этого нужно обратиться к содержанию произведений. В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них. Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: «Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…».

Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: «Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле. Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю». Если раньше ей жилось «как птичке на воле», то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра. Судьба другой Катерины сходна: тот же купеческий дом, скука.

И бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: «Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Про скуку в произведении говорится так: «скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться». И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам. Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа. Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает. Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего «любимого» свекра крысиный яд, – он погиб «крысиной смертью». Но на этом не останавливается история.

Потому что приехал муж. Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: «первую песенку зардевшись спеть». Тоесть «первую песенку» – первое убийство, «зардевшись спеть» – делать, стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую «песенку» Катерина поет очень даже уверенно. Вот уже две «песенке» на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. За «второй оперой» последоваля и треться. Третьей оказалась убийство ни в чем неповинного Феди. Катерина зашла настолько далеко, что уже убивает ни за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика для того, чтобы не отдавать ему часть их состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего – нет. Этот порок в Катерине зашел настолько далеко, что она готова решать все проблемы убийством. Но вернемся к другой Катерине, как же там развиваются события? Забегу вперед и скажу, что Катерина была праведным человеком ( в отличии от своей тески).

Это доказывает один факт: в молодости она каждый день ходила в церковь и там так усердно молилась, что как-то раз ей показались ангелы! До какой же степени нужно поверить в существованиии последних и усердно молиться, чтобы привидилось такое. Как я уже говорил Катерине живется «как птичке в клетке», да еще и всюду преследуют пережитки старого поколения – свекровь. Вышла замуж она, как и Измайлова, не по любви. Да и муж ей попался не лучший: все ведет к тому, что Катерина влюбляется в другого человека – Бориса Григорьевича. Она все время думает о нем, но пытается забыть его, потому что знает, что это грех. Катерина страдает, но ничего не может поделать: «Лезет ко мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». А здесь ее муж уезжает в коммандировку. Есть шанс встретиться с Борисом, но Катерина по своей морали все же останавливается и говорит: «Вот и сядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут и Тиша приедет». Она надеется забыть Бориса, может быть это случилось бы и так, но сестра Тихона устроила ей свидания. Все поличилось само собой: Катерина встречается с Борисом все две недели в отсутсвие мужа. Но как Катерина могла согласиться на свидание? Это произошло в тот момент, когда Варвара дает ключ Катерине, а Катерина, наверное, подсознательно, руководствуясь своими сильными чувствами, берет его под предлогом: «мол, там идет кто- то…». Но после того, когда последний вернулся, Катерина по своей праведной натуре и под стечением обстоятельств (гроза) рассказывает всю правду… Естественно, скандал был неизбежен.

Тут наступает кульминационный момент, когда Катерина решает «шекспировский» ворос: «быть или не быть». Рассуждая, что умереть ей приятнее чем, опять придти в этот купеческий дом, она бросается в Волгу. И на этом моменте «клетка открылась, и птичка вылетела на свободу», ведь вода – это символ свободы. Кстати, я упомянул Шекспира, а не сходна ли обстановка в «мценского уезда» и города Калинина с обстановкой шекспировских произведений? Может быть в «Грозе» и нет, а в другой пьесе все практически сходиться: та же любовь вперемешку с кровью. Вот только по Шекспиру в итоге герои каятся, а вот Катерина и Сергей об этом даже не задумываются. Как будто-то бы так и надо: все происходит цинично и весело. Страсти заканчиваются только тогда, когда Катерина умирает сама. Причем умирает, убивая свою «соперницу» и врага – Сонетку в ревности к своему возлюбленному, ведь она его так любит. Даже «каторжный путь с ним цветет счастьем». Но не слишком ли эта любовь слепа? Ведь она даже не обращает внимания, с какой сухостью он к ней относиться.

И забывает обо всем, даже о ребенке, которого она так хотела – она от него просто отказывается. А помните что она сказала по этому поводу: «Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Слово «кажется» сыграло свою роль. А все потому что она не видит в жизни ничего кроме Сергея. По-моему Сергей здесь явдяется «бесом искуссителем». Ведь именно из- за него Катерина делала все это. Катерина Лескова никак не хочет умирать – она только хочет отомстить Сонетке. Кстати, а почему не Сергею? Ведь в принципе он виноват, но Катерина не может это сделать из-за ее сильной любви. Мстит Катерина все по отлаженному механизму, только слишком забылась в своих чувствах и умирает также как и Катерина Островского в водной глади… Смерть привела и ту другую Катерину к освобождению. А что привело к смерти? Любовь.

Нужно отметить, что Лесков противопоставил свою Катерину Островского. А в сюжетном параллелизме проявляются черты русской женщины. Если собрать качества наших героинь, то получиться портрет настоящей русской женщины: решительность, свободолюбие, праведность, целеустремленность, любовь, сильные чувства.

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  3. Гроза Островский А.Н. Катерина - луч света в темном царстве
    Катерина - луч света в темном царстве. "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по- нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом...смотреть целиком
  4. Душевная драма Катерины
    Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной,...смотреть целиком
  5. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  6. Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)  Новое!
    Известный критик Аполлон Григо­рьев считал, что главный худо­жественный недостаток «Грозы» — «это безличность Бориса... Во что тут было влю­биться? — невольно спрашивал себя каждый, но, вероятно, никто из добросовестно мыслящих людей не сомневался в...смотреть целиком
  7. Образ Кулигина
    Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. "Темное царство", олицетворяющее этих помещиков, не имеет над...смотреть целиком