Островского по праву считают одним из самых ярких выразителей национального своеобразия, а его драмы называют пьесами жизни. Можно сказать, что Островский родоначальник русского театра, мастер реалистической прозы. Он написал более
Семидесяти пьес. Среди его пьес практически нет слабых, незапоминающихся вещей. Но «Гроза» стоит особняком даже среди лучших творений художника. Написанная в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году драма отражала к этому времени начинающиеся в России процессы.
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции, где еще сильны патриархальные условия. Важно заметить, что Островский написал свое произведение после путешествия по Волге. Вымышленный город Калинов вобрал в себе черты российской глубинки. Экспозиция пьесы протекает на широком волжском просторе. Но горожане не замечают природы, их души не чувствительны к красоте. Важно отметить то, что пьеса строится на
Антитезе. Автор противопоставляет красоту природы обывателям города. Они заботятся лишь только о своем благе. Для этих людей такое понятие, как общественная польза ничего не значит. Например, Кулигин уговаривает Дикого дать деньги на громоотвод, но наталкивается на презрительный отказ. Дикой – типичный представитель этого общества. Он пустой человек, ищущий ссоры с первым встречным. Главная цель его жизни - унизить и растоптать тех, кто ниже чином. Савел Прокофьевич богат, но нажил свое состояние обманным путем. Он обирает своих рабочих, не доплачивая каждому по копеечке. Родные Дикого живут в постоянном страхе, стараясь угодить ему.
Власть в городе принадлежит не только ему, но и Марфе Игнатьевне Кабановой. Она ярая представительница «темного царства», довольно-таки богатая женщина, вдова. После смерти мужа Кабаниха взяла власть в доме в свои руки. И с тех пор никто не смеет ей перечить не только в семье, но и во всем городе. Она не дает воли ни Тихону, своему сыну, ни своей невестке. Марфа Игнатьевна не боится Дикого, возражает ему и даже имеет некую власть над ним. «Ну, ты не очень горло то распускай! Найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами». В пьесе она охарактеризована не только своими речами, но и обсуждается другими персонажами. Кулигин говорит так: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова лицемерная, невежественная, патриархальная русская купчиха. Дорог для нее лишь сын, она истинно любит его, желает помочь ему в жизни. Кабаниха ревнует Тихона к Катерине, постоянно придирается к ней, не дает ей спокойно
Жить. Ни Савел Прокофьевич, ни Марфа Игнатьевна не желают признавать ничего нового, а хотят жить в соответствии с домостроевскими порядками. Такие Дикие и Кабанихи представляют основу русского купечества. Кажется, что в городе до сих пор царит средневековье: горожане не знают о новостях науки и техники, подчиняют жизнь
Нелепым суевериям, которые разносит странница Феклуша. Для калиновцев гроза – это божья кара.
Они религиозны, но их вера не имеет ничего общего со светлым чувством Катерины. Ведь не зря Добролюбов назвал ее - «лучик света в темном царстве».
Для жителей города Калинова бог – жестокий судья, попасть к которому они боятся. Нравы здесь охарактеризовал умелый и наблюдательный Кулигин: «Жестокие нравы у нас, сударь». Сильные и богатые наживаются за счет слабых и зависимых. А Дикой
Даже не скрывает своего презрения к «маленьким» людям. Тяжелее приходится женщинам, которые с замужеством лишаются свободы. Отношение в семье диктуются «Домостроем», которые в девятнадцатом веке превратились в нелепые, забытые и никому
Не нужные обряды. Например, Катерине нельзя гулять, поскольку она замужняя женщина. А пока муж в отъезде даже нельзя подходить к окну. Строгая мораль тем не!
Менее не мешает калиновцем грешить. сущность этих отношений выражена в репликах Варвары: «По мне делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Несмотря на запрет матери, Варвара гуляет с Кудряшем. Катерина возбуждает общественное
Негодование не потому, что она изменила мужу, а так как покаялась публично. Согрешившая жена может быть даже убита мужем, этим Островский обличает социальное неравенство и говорит о зависимости женщины. Также упоминается о том, что
Мужская неверность даже не наказывается.
Островский показывает, что «темное царство» еще очень сильно. А поединок с ним Катерины заканчивается ее гибелью. Но социальные процессы уже нельзя остановить, молодежь требует права строить свою жизнь по собственному желанию. Протест
Катерины самое яркое доказательство, но Варвара тоже сбегает из дома с Кудряшом. И даже слабый покорный Тихон над телом жены обвиняет мать: «Это, вы маменька, ее убили». В нем родилось страшное понимание, что в жизнь в «темном царстве» хуже
Смерти, бросаясь на труп жены, он кричит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучится.». Этим самым Островский показывает, как рушатся законы Калинова.
В пьесе намечен острый социальный конфликт. Ведь времена «темного царства» давно миновали, а драма почему-то не устарела. Следовательно, проблемы пьесы не только социальные, но и философские. Право человека на собственный выбор,
Бунт против общепринятой морали – эти проблемы относят к разряду вечных.
Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова.
Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные события? Вспомним историю.
Конец пятидесятых годов прошлого века — переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу «новые люди старого времени» — купцы старой закалки. Уже власть в руках этих купцов, но ветер грядущих перемен грозит вырвать эту власть из грязных рук. И дует этот ветер не со сторон эксплуатируемых. Этот ветер рожден в самом логове купечества. Этот ветер — идеалы их детей.
Как же проявляется это время, эта борьба старого и нового, борьба отцов и детей в драме Островского «Гроза»?
Уже с первых строк перед нами начинают раскрываться характеры героев и их взаимоотношения. И далеко не случайно первым человеком, проявляющим хоть сколько-то свою натуру в пьесе, является механик-самоучка и поэт Кулигин. В лицах о нем сказсшо: «отыскивающий перпетуум мобиле, за который англичане миллион дают». Но миллион тот нужен Кули-гину не для собственного блага, а чтоб «работу мещан ству дать». Кулигин — это как бы нравственный эталон, с которым невольно сравниваешь всех остальных героев драмы.
И тут же, в самом начале, появляется и Дикой — «ругатель», «которого поискать надо», который, «как с цепи сорвался» и «ни за что человека оборвет». Этот тип ругает всех и вся (кого не боится, разумеется) он находится со своими домашними в постоянном состоянии войны, а его жена по утрам слезно умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчик, не рассердите!» Да как его не рассердить? Он ведь просто не желает платить кому бы то ни было, за что бы то ни было, хотя сам сознает всю нелепость подобного действия.
Мало того, что он скуп и эгоцентрист, он еще и трус. Довольно вспомнить, как он ведет себя с людьми, стоящими выше него, (скажем, с гусаром на перевозе или с собственным приказчиком).
Если Кулигин — эталон нравственной чистоты, то Дикой — это тоже эталон, но эталон низости и грязи.
Не без умысла создал Островский эти два типа. Дикой — типичный купчишка, и его круг общения — Кабаниха. Кулигин же ходит все с молодыми — с Кудряшом и Борисом. Уже только это с самого начала показывает, на чьей стороне автор.
И тот эпизод, когда Кулигин просит у Дикого всего-навсего десять рублей «на пользу обществу», а тот ему отказывает, обозвав попутно вором и разбойником, отнюдь не случаен. Это — извечное противоречие благородства и глупости, ума и подлости.
Это противоречие очень важно для понимания «Грозы». Но не оно основную сюжетную линию драмы, а глубокий конфликт между Кабанихой и Катериной.
Кабаниха— вот главный антигерой «грозы», это «ханжа», которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это— чудовище, стоящее на страже «порядка». Тип женщины-самодура, по замечанию Добролюбова, куда опаснее самодура-мужчины. Посмотрите, ведь Дикой не может быть страшен — ибо весь его ужасающий облик заключен в рамки. Кабаниха же куда страшнее — ведь она выработала себе целый свод каких-то правил и требует от окружающих безоговорочного подчинения им. Но мир рушится на ее глазах. Уж и сын ее Тихон не понимает, зачем жена должна его бояться, и не умеет проститься по обычаю. Уж и Катерина не желает выть после отъезда мужа. Рушится старый порядок, и Кабановой становится страшно. Но она — сильная и деспотичная личность, и она не желает смириться. Она борется — и за это достойна уважения и... ненависти.
Кто же ей противостоит? Катерина! Жутко религиозная и жутко правдивая, но решительная и гордая. О, эта личность не слабее Кабановой! Но она — отражение нового ветра, ветра перемен. Она еще зависима от мужа и его матери, но она уже свободна душой.
Конфликт между этими двумя особами неизбежен: Катерина не умеет терпеть, а Кабанова — прощать.
Как может Катерина любить Тихона, достойного лишь жалости? Как она может не искать какого-то смысла в своей жизни? Как душа ее может не стремиться к любви?
И тут появляется Борис, оказавшийся, в конечном счете, пустым местом. Но на безрыбье — и рак рыба. И Катерина влюбляется в Бориса.
После этого она обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят.
Но смерть Катерины — это еще не самая кульминация. Идейная кульминация пьесы — это ее конец.«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьей, который милосерднее вас!» — это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль самые забитые, самые безответные поднялись против него. И это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это — «луч света в темном царстве»!