А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».

Так что же это за такое «темное царство»?

Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве города.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

За высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы. «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закаболить… А между собой – то, сударь, как живут!… Враждуют друг на друга.» Кто они? Грубияны, кляузники, завистники, угнетатели.

Добролюбов называет такой тип людей «самодурами русской жизни.» В роли «самодуров» в пьесе представлены Дикой и Кабаниха.

Смысл жизни Дикова заключается в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Городничему, которому мужики жаловались на то, что Дикой их обирает, он отвечает : «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год – то народу перебывает: вы - то поймите: не доплачу я им по какой – нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Главные черты Дикого – жадность и грубость. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Он считает себя вправе ругать всех людей подряд.

Вся его жизнь основана на ругательствах. «Пуще всего из – за денег, ни одного расчета без брани не обходится.» Ни кто и пикнуть не смеет ему о жалованье, изругает на чем свет стоит. В доме все его боятся, стараются с утра его не рассердить, иначе целый день ко всем будет придираться. И беда, если его человек, которого обругать не смеет; тут же домашние держитесь. «Как с цепи сорвался», - характеризует его Кудряш.

Показывая свою власть, Дикой говорит Кулижину: «Говорю, что ты разбойник, и конец! Что ты, судиться, что ли со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но ни всех ругает Дикой, не со всеми так говорит. Стоит наткнуться на сопротивление, так сразу меняется тон. Побаивается он своего конторщика Кудряша. «Он слово, а я десять; плюнет да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», - говорит Кудряш. Не смеет ругать он и Кабаниху.

Оказывается, смирить Дикого не так уж и трудно, достаточно оказать ему хоть какое – нибудь сопротивление. Но беда в том, что сопротивление этого он почти не встречает.

Речь дикого характеризует его как крайне грубого, невежественного, необразованного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях. Когда Кулигин просит у него денег на солнечные часы, Дикой даже в толк не возьмет, о

Чем идет речь.

На цитаты из стихов Державина Дикой говорит Кулигину: «Ты у меня грубить не смей!»

Предел власти самодуров зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства»

Кабаниха. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. «Ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так говорит о ней Кулигин. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями,

Укорами, попреками, жалобами: «Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести».

Она не устает повторять, что заботиться не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги – то к вам бывают, от любви вас и бранят – то, все думают добру научить».

Но от ее любви и заботы доходит до отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Её постоянная тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. Кабаниха постоянно прикидывается обиженной, несчастной: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди,

Умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Свою главную заботу она видит в том, что бы пресекать всякую возможность непокорности. Кабаниха поедом ест домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. Она поддерживает

Суеверия и предрассудки, строго соблюдает старые обычаи и порядки: «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене – то, как жить без тебя!»

Кабаниха – это властная, самолюбивая, своенравная женщина, привыкшая только к беспрекословному подчинению и к унижению других: «Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь!»

«В ночи, в ночи», - приказывает он Тихону. Это не женщина, а бессердечный, жестокий палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие. Кабаниха понимает, что только страх может удержать людей в

Подчинении, продлить господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене его бояться, Кабаниха в ужасе восклицает: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно».

Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля – то ведет? Говорила я тебе, так ты и

Слушать не хотел. Вот и дождался!»

Воистину, по словам Добролюбова «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире». Критик восклицал: «Самодурство, дикое, безумное, прогнало из него всякое сознание чести и права… нагло растоптано самодурами человеческое

Достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье».

Велика еще власть Кабанихи и Дикого «Но - чудное дело!… самодуры начинают ощущать какое – то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами. Далеко она еще, но

Уже дает себя предчувствовать и посылает не хорошие видения темному произволу самодуров.»

Похожие сочинения

  1. Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...смотреть целиком
  2. Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса « Гроза» А. Н.Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество...смотреть целиком
  3. Библейские мотивы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    В сюжете «Грозы» Островского получают последовательное воплощение различные библейские мотивы. Один из таких мотивов — мотив греха, воздаяния за него и покаяния. Мотив этот последовательно воплощается в речи персонажей, в их мыслях, в развитии сюжетного...смотреть целиком
  4. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  5. Проблема любви в драме А. Н. Островскою \'Гроза"
    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет...смотреть целиком
  6. Почему Кулигина нельзя назвать "лучом света в темном царстве"?
    В основу главного конфликта пьесы Островского “Гроза” положен извечный конфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темного царства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка...смотреть целиком
  7. Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)
    Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. Островский...смотреть целиком