А.Н. Островский написал много пьес о жизни купечества. Они настолько правдивы и выразительны, что Добролюбов назвал их «пьесами жизни». В этих произведениях жизнь купечества показана как мир затаенного, мир тупой, ноющей боли, мир гробового молчания тюрем. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную пьесам Островского, Добролюбов назвал «Темное царство». Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, так как в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

* «…Кто сумеет бросить луч света в безобразную тьму темного царства?» - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга А.Н. Островского «Гроза».

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием будто символизирует процесс восстановления общества, которое встряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, которая началась в темной купеческой жизни. В пьесе много действующих лиц. Но главной из них является Екатерина. Образ этой женщины не только самый сложный, еще он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее «лучом света в темном царстве». Чем же так отличается Екатерина от других «жителей» этого «царства»? В этом мире нет свободных людей. Ни самодуры, ни их жертвы не являются такими. Здесь можно одурачивать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя. Екатерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни о чем не тосковала, будто птичка на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме, где жила Екатерина, всегда было много паломниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной. Она искренне верит в заповеди церкви. Не странно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Екатерина в религии «поэт». Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая разнообразные истории, она будто видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже произношение ее музыкальное и певучее, напоминает народные сказания и песни. Тем не менее, религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на характер героини. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятие скудоумной госпожи, то постоянно молилась. Когда же увидела на стене рисунок «гиены огненной», ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.



Но даже религиозность оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикий и Кабаниха, которая всегда все ставила в укор и ненавидела родных, никогда не смогут понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, который лишь может иногда загулять на несколько дней, с ее любимым Борисом, неспособным оценить искреннюю любовь, характер Екатерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: «Одурачивать я не умею; утаить я ничего не могу».

Любовь к Борису - это все для Екатерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством». Она не воспринимает свой протест, как негодование против целой системы, даже не задумывается над этим. Но так устроено «темное царство», что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается как смертельный грех, как бунт против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего «греха».

Гибель смелой женщины - это не вопль отчаяния. Нет, это моральная победа над «темным царством», которое сковывает ее свободу, волю, ум. Самоубийство, по учениям церкви, грех, который нельзя простить. Но Екатерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: «Когда я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я человеческого суда?» А последними ее словами были: «Друг мой! Радость моя! Прощай!». Можно оправдывать или предъявлять обвинение Екатерине за ее фатальное решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который бросает в глаза матери обвинения в гибели жены.

Значит, поступок Екатерины был действительно «страшным вызовом самодурной силе». Итак, и в «темном царстве» могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут просветить это «царство»

Похожие сочинения

  1. Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
    Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние,...смотреть целиком
  2. Проблематика пьесы Островского “Гроза”
    «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В «Грозе» есть более того что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А.Н.Островский...смотреть целиком
  3. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа...смотреть целиком
  4. Был ли выход у Катерины Кабановой?
    Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена...смотреть целиком
  5. Жанровое своеобразие драмы "Гроза"
    “Гроза” — народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной...смотреть целиком
  6. Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»
    Ремарки могут иметь много функций: они могут описывать действия героев, чувства героев, перед началом сцены или действия ремарки описывают внешний вид и одежду героев. Это может быть характеристика персонажа или режиссерский комментарий к пьесе. В комедии...смотреть целиком
  7. Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы. О разных интерпретациях одних и тех же образов, об актерах, играющих в «Грозе», я хочу...смотреть целиком