Персонажи в пьесе «Гроза» живут в кризисном, катастрофическом состоянии мира. Мораль, которую представляет Кабаниха и Дикой, давно уже устарела. Люди, которых мы здесь видим, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крупных берегов видны далекие пространства, покрытыми селеньями и нивами. Жители города живут спокойно, без потрясений. Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; что-то будет происходить в мире —обитатели города Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире.

Но в своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу своим прихотям, ни во что не ставя законы и логику, самодуры русской жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх. Все вроде бы идет по-прежнему: Дикой ругает кого хочет; Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляя невестку соблюдать все этикеты старины, считая себя вполне непогрешимой, и ублажается различными Феклушками. А все как-то неспокойно и нехорошо им. Выросла дурацкая жизнь, с другими началами, и хотя она далеко и еще не видна хорошенько, но уже дает себя знать и бросает вызов самодурной силе. Они ищут своего врага, но нет ни врага, ни виновного, которого они могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое. Теперь положение Диких, Кабановых далеко не так приятно, чтобы укрепить и оградить себя, потому что возникают требования, враждебные их произволу и грозящие им борьбою с пробуждающимся здравым смыслом большинства человечества.

Самодурная сила — это Кабанова и Дикой.

Со стороны Кабанова выглядит благочестивой, в ее доме бывают странницы. Но все это держится на обмане, как и сами нравы города Калинова. Кабанова поедом заедает домашних: «Врагам — прощать надо, сударь!» — говорит Тихон Кулигину, но в ответ он слышит: «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Кабанова страшна не верностью старине, а самоуправством.

А своевольный Дикой, в свою очередь, ни с кем не считается; капитал развязывает ему руки. «Нравственные устои в его душе основательно расшатаны». Чем он богаче, тем бесцеремоннее по отношению к людям: «Что же ты судиться что ли со мной будешь. Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но нельзя сказать, что Дикой уж жестокий. Он слаб перед людьми, которые выше его. Это значит, что у него где-то глубоко в душе есть какие-то понятия о морали: «О посту как-то, о великом, я говорил, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощения просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…при всех кланялся». И все-таки это самодурство.

Против Дикого и Кабановой восстают Варвара, Тихон, Кудряш и Катерина. Старая мораль пошатнулась и рушится. В результате этого конфликта погибает Катерина — чистая душа. Но и без всяких возвышенных соображений, просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, раз нельзя иначе. На этот счет мы имеем в самой драме странное свидетельство, говорящее нам, что жить «в темном царстве» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенной из воды, кричит: «Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» В конце концов, он также скажет: «Это вы ее погубили, маменька, вы, вы».

Катя — здоровая личность, находящая в себе решимость бросать вызов этой гнилой жизни покончить с ней во что бы то ни стало!




Долго эти порядки все равно бы не продлились. Против Кабаних и Диких всегда восстанут молодое поколение и мыслящие, совестливые люди своего времени.



Рецензия



Тема не раскрыта. Конфликт в пьесе не только социальный, но и любовный. Рассмотрены не все сюжетные линии. Но даже социальный конфликт только намечен и не получает подробного рассмотрения.

Нет четкой связи между частями сочинения. Заключение не содержит вывода. Тезисы повисают в воздухе. Нет системы аргументаций. Работа представляет собой совокупность фраз, а не целостный текст.

Работа просто изобилует речевыми штампами и другими речевыми ошибками.

Похожие сочинения

  1. Отзыв о драме "Гроза" г. Островского
    Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии наук, сообщенное Вашим превосходительством,1 в отношении от 2 минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г. Островского "Гроза" и сказать о ней свое мнение,...смотреть целиком
  2. Основной конфликт пьесы «Гроза»
    Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского — народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного...смотреть целиком
  3. Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу...смотреть целиком
  4. Сравнение образов: Дикой и Кабаниха
    Что представляют собой персонажи драмы Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном...смотреть целиком
  5. Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»
    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...смотреть целиком
  6. Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»  Новое!
    В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…». Всё...смотреть целиком
  7. Темное царство в драме “Гроза”
    Драма "Гроза" была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил...смотреть целиком