Рассуждая о «стреноживающей человека» силе «косности, онемелости», А. Островский отмечал: «Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москва-рекой, ее царство, там ее трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает человека ваточным халатом, она ставит от злого духа крест на воротах, а от злых людей пускает собак по двору. Она расставляет бутылки по окнам, закупает годовые пропорции рыбы, меду, капусты и солит впрок солонину. Она утучняет человека и заботливой рукой отгоняет ото лба его всякую тревожную мысль, так точно, как мать отгоняет мух от заснувшего ребенка. Она обманщица, она всегда прикидывается «семейным счастием», и неопытный человек не скоро узнает ее и, пожалуй, позавидует ей».Именно А. Островский ввел в литературу слово «самодур». В одной из своих пьес он дал следующее объяснение этому слову: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое».
По количеству прижизненных постановок своих пьес А. Островский превзошел всех русских драматургов: в московском Малом театре их было 1469, в петербургском Александринском — 1445! Кроме того, его произведения ставились на сценах провинциальных театров. При этом 44 пьесы — постоянно, их названия не сходили с театральных афиш.

Похожие сочинения

  1. Смысл названия драмы «Гроза»
    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....смотреть целиком
  2. Слабые и сильные характеры в драме Гроза
    Драма "Гроза" является, несомненно, одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль",...смотреть целиком
  3. В "темном царств" (драма Островского "Гроза")
    Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие А. Н. Островский. А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий...смотреть целиком
  4. Обреченность "темного царства"
    Драма Островского "Гроза" — самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза....смотреть целиком
  5. ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА"
    Два емких художественных символа скрепляют смысл \"Грозы\". Первый - заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини....смотреть целиком
  6. Чьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее верным
    Пьеса А.Н.Островского «Гроза» появилась на сцене в 1860 году в период подъёма общественно-политической борьбы в России накануне отмены крепостного права. Ведущий критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов сразу заметил драму Островского среди литературных...смотреть целиком
  7. «Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные...смотреть целиком