Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А.Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского. Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненна зкенщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувств* порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Кат( рина — купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душ стремится к счастью, рвется на волю. Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутрег ним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в дрч гой обстановке — в мире книг, музыки. Но это не делает гер< иню удачливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жажде семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таб< ре». Много случайных людей толпится вокруг, среди них нем; ло сброда. Все это претит девушке. Но она бесприданница, е не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талант; ми, но без денег Ларисе одна дорога — в содержанки. Она мо: ла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, i такого не оказалось рядом. Лариса влюблена в бессердечного себялюбивого эгоиста — Паратова. Он является для героин «идеалом мужчины». Но Лариса не догадывается, насколы она ошиблась, полюбив холеного бездельника, блестящего б рина, который ради собственного благополучия готов продаг себя, но не взяться за дело. Изменились времена, но выход д; героини один — в Волгу. Только для Катерины — это единственный и достаточ! доступный путь. Она всегда знала, что, если станет совсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темно: царства»: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Коне но, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне зде< опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбр шусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стан хоть ты меня режь!» У Ларисы нет такой твердой решительности. Она внутре не тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей претит в простое, она видит пошлость в бедной простой скромн< жизни, хотя и говорит, что рада бы уйти из «базара», окр жающего ее в собственном доме. Карандышев — не спасен для Ларисы. Она презирает этого ничтожного и чванливо человека. Героиня сталкивается с дилеммой: уйти из жизн потому что невозможно больше так жить, или продолжа мучаться, стать дорогой «вещью» у богатого «хозяина», больше склоняется ко второму пути. Карандышеву она с щ зрением говорит: «Как вы мне противны, кабы вы знали! с чем вы здесь?.. Для меня самое тяжкое оскорбление — а ваше покровительство... я сейчас убедилась в том, я испыта себя... я вещь!.. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину... Уже если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова...» Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока. Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.


Похожие сочинения

  1. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...смотреть целиком
  2. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  3. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  4. Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза
    В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. ...смотреть целиком
  5. «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия?
    “... Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “... Мир тупой, ноющей...смотреть целиком
  6. Мещанская трагедия
    В русской народной драме герой, появляясь в балагане, тут же объявлял зрителям: «Я паршивая собака, царь Максимильян!» С той же определенностью заявляют о себе персонажи пьесы Островского «Гроза». Уже первой своей репликой Кабаниха представляется: «Если...смотреть целиком
  7. Сила характера Катерины  Новое!
    Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведение Островского",...смотреть целиком