«Гроза» А. Островского, по словам Н. Добролюбова, — «самое решительное произведение. В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее... Русская жизнь и русская сила вызвана художником в «Грозе» на решительное дело».

В произведении «Гроза» значительное место отводится женским образам. В своей пьесе писатель выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу. В драме «Гроза» воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального общества, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображений, которая придает обоим образам особую значимость.

Среди жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами, она так не похожа на калиновцев. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «У нее на лице улыбка ангельская, а от лица как будто светится». Так через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобно- сти молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды.

В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется в том, что она способна видеть ангелов в ее снах, «...она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству и счастью...» Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности. Необычным в Катерине является и то, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками.

Девушка рассказывает о церкви: «... и не вижу никого, и время не помню), и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замужней Катерины: «...'засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет...»





Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с текущим временем города Калинова и землей. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядшую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены ее брата в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. Катерина же физически ощущает тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Катерина вынуждена подчиниться самодурству Кабанихи, но уже в первой сцене с участием Катерины видно, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи она удерживается от ответных реплик так долго, как может, только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе. В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье.

О свободолюбии Катерины говорил еще Н. Добролюбов: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве... Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни».

Стремление Катерины к свободе столь велико, что она хочет взлететь, чтобы почувствовать эту свободу. «Я говорю, отчего люди не летают так, ка(с птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица, Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Варвара тоже имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» — основной ее принцип, который и помогает ей выжить. «Я теперь гулять пойду; а ужо нам; Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».

В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель — это плата за жизнь. Вот почему Катерина, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни.

В доме новом прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная по традиционным понятиям страсть.

Катерина полностью отдается этому чувству. Она сама принимает решение отдать свою судьбу: в руки любимого человека. Но для Катерины ее поступок— грех, поэтому героиня, осознав неизбежность гибели, добровольно выбирает бездну: «... я бы все шла... и не оглянулась бы».
Не выносит жизнь у «маменьки» и Варвара, сбежавшая с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против ворчания Кабанихи. Побег Варвары — это не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще.сильнее подчеркивают различия между ними. Такой, как Катерина, можно родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятие.