Катерина - луч света в темном царстве. "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по- нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на насновой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели". Н.А. Добролюбов В 1859 году на страницах "Современника" появилась статья Добролюбова "Темное царство". Эта статья глубоко взволновала драматурга Островского. "Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак "темного царства" ?"- спрашивал Добролюбов . На этот вопрос Островский ответил новой пьесой , которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма "Гроза" была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства. Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове , олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города - невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой. Чтобы раскрыть Картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев. Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представителей "темного царства". В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, "наряжала как куклу, работать не принуждала". Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц. Эти рассказы превращаются в "золотые поэтические образы", потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически - мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и "темным царством" Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину , скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия. Душная и напряженная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины. Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек., по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу. Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса. На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки. Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе. В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетающим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечательных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка. В ответ на произведение Островского "Гроза" в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась "Луч света в темном царстве", где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия. В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась "великая народная идея" - идея освобождения.

Похожие сочинения

  1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
    Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной...смотреть целиком
  2. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  3. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  4. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского  Новое!
    Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический...смотреть целиком
  5. Катерина - луч света в темном царстве.
    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...смотреть целиком
  6. “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”)
    Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего...смотреть целиком
  7. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа...смотреть целиком