Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе.

В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада «темного царства». Два разных по­люса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе.

Кабаниха — типичный представитель мира самодурства, дес­потизма, жестокости. Она нетерпима ни к чему новому, возво­дит привычные для нее нормы жизни в закон для всех. Очень метко определяет суть ее характера Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». В Кабанихе нет жи­вого чувства. Все, что она делает, это следование привычному ритуалу домостроевской старины. Она не видит движения жиз­ни и застыла в своем неприятии нового, фанатически защищая патриархальный уклад. Ее постоянно неослабевающая тирания разрушает ту семью, о сохранности которой она так радеет. По­гибает Катерина, убегает из дому Варвара, превращается в бес­словесно-жалкое существо Тихон. Охранительница старины объ­ективно рождает разрушение ее.

Ее единомышленником является Дикой. За ним прочно за­крепилась репутация самодура, поведением которого руководит необузданный произвол. Дикой требует беспрекословного под­чинения себе. Он куражится, чувствуя власть своего капитала. Никаких понятий честности и справедливости он не желает при­знавать. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. …Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он унижает и оскорбляет своих близких, не считает их людьми. Для него чело­век только тот, кто богаче его и способен дать отпор.

Страшный мир несвободы, неуважения человеческого дос­тоинства, каким является «темное царство», неестествен для Катерины. Катерина несет в себе живое, преобразующее начало. Религия для нее не дань обычаю, а способ нравственного очи­щения. Поэтому она воспринимает церковь в этико-поэтическом свете: ангелы в луче света, гармония звуков. Если Кабаниха держится внешних форм, канонизирует их, то Катерина ус­ваивает сам дух старины, который время требует воплотить в новые формы.В девичестве Катерина в церковь ходила, «точно в рай», и сны ей снились «или храмы золотые, или сады какие-то не­обыкновенные». Она ощущала себя птичкой на воле. Ее слова «отчего люди не летают так, как птицы?» — это тоска по преж­ней свободе, стремление «улететь» из неволи. Катерина — чест­ная и чистая натура. Она не привыкла лгать и изворачиваться, не научилась лицемерию и ханжеству, которые царят в доме Кабанихи. Она усвоила понятия нравственного долга, искрен­ности, честности. Свою любовь к Борису она осознает как грех. Она поставлена в условия, когда должна или принять мораль «темного царства» — лгать, изворачиваться, изменяя мужу, или отказаться от глубокого и горячего чувства любви. Ни то, ни другое невозможно. Единственный выход и способ доказать, что она свободна, — самоубийство. Это был страшный грех для ве­рующего человека, каким, несомненно, являлась Катерина. Ведь самоубийц не позволено было даже хоронить в пределах клад­бища, а только за оградой, как вероотступников. Катерина до­ведена до того предела, когда даже осознание богоотступниче­ства не может остановить стремления вырваться из мира лжи. Своей смертью Катерина бросила вызов «темному царству», показав, что человек может разрушить рабские оковы, преодо­леть преграды на пути к свободе, пусть даже таким трагическим образом.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Смерть героини должна была всколыхнуть сложившийся уклад.

Трагедийность «Грозы» связана не только с образом главной героини, но и с другими действующими лицами. Трагично по­ложение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего о сча­стье людей, об изобретении механизмов, облегчающих труд, но не имеющего возможности осуществить свои проекты. Несомнен­но трагична и участь Тихона, воля которого задавлена тиранией «любящей» мамаши. Ведь как тяжело жить человеку, если он завидует умершему, да еще и самоубийце! Но смерть Катерины совершила почти невероятное: бессловесный Тихон бросил в лицо матери обвинение в смерти жены. Это уже бунт. И хотя Кабаниха «поговорит» дома с сыном, но Тихон уже не тот, что был прежде.

Протест против сковывающих законов старой жизни Остров­ский показал на материале семейно-бытовых отношений, но актуальные для своего времени проблемы определили социаль­ный характер пьесы.

Похожие сочинения

  1. Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...смотреть целиком
  2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
    Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая...смотреть целиком
  3. Хозяева и жертвы «Темного царства»
    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...смотреть целиком
  4. Сравнение образов: Дикой и Кабаниха
    Что представляют собой персонажи драмы Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном...смотреть целиком
  5. Представители темного царства в пьесе «Гроза»
    В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое...смотреть целиком
  6. Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса « Гроза» А. Н.Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество...смотреть целиком
  7. Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»
    Наверное, называть какие-либо персонажи «Грозы» внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их...смотреть целиком