Что, собственно, способствовало про­буждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя лич­ностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает яр­ким светом окружающий мрак. Ее любовь возро­ждает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале лишены.

В последнем действии «Грозы» Островский выводит не только действующих лиц, но и нас, читателей, зрителей, на совершенно новый уровень восприятия и понимания сложнейших проблем межличностных отношений. Возникает мотив доброты и прощения. Кулигин произносит очень мудрые слова, передаю­щие самую суть истинно народных представлений о человечности, о необходимости чуткого и бережного отношения друг к другу. «Вы бы простили ей да и не поминали бы никогда»,— так наставляет он не­счастного Тихона. И далее: «Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой». А ког­да Тихон называет Бориса своим врагом, Кулигин снова пытается образумить его: «Врагам-то прощать надо, сударь!» Тихон отвечает: «Поди-ка поговори маменькой, что она тебе на это скажет».

Две морали, два уровня сознания сталкиваются здесь совершенно отчетливо. Одна, передающая вы­сокие нравственные представления, выработанные многовековым опытом народа, и вторая — жесто­кая, изуверская, античеловечная по самой сути система взглядов Кабанихи, противостоящая не толь­ко тысячелетней гуманистической традиции, но да­же и христианским принципам, хотя она-то счи­тает себя истинно религиозным человеком.Наконец, в последнем, седьмом явлении заклю­чительного пятого действия Кулигин произносит сло­ва, которые можно считать важнейшими для по­нимания замысла драматурга. Появляясь с телом Катерины, он говорит: «...она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Милосердие — вот то слово, которое объясняет этическую позицию драматурга. Мысль Островского находится в полном соответствии с теми народ­ными представлениями, которые нашли отражение в стихотворении Н. А. Некрасова «Зеленый Шум» (1862). Там говорится о сложной нравственной кол­лизии, тяжелых раздумьях героя, которому изме­нила жена. Но постепенно вместо жажды кровавой мести («Убей, убей изменницу!») он приходит к сознанию иных нравственных представлений:
И все мне песня слышится
Одна — в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — Бог тебе Судья!»

Гибель Катерины предопределена тем, что она живет в мире, где нет прощения, милосердия, по­щады. А мир, в котором нет милосердия, обречен.

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
    Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание»...смотреть целиком
  3. Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»
    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...смотреть целиком
  4. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы...смотреть целиком
  5. Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы "Гроза").
    В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась...смотреть целиком
  6. Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую красивую...смотреть целиком
  7. Сочинение на тему "Размышления о "Темном царстве" в драме А.Н.Островского "Гроза"  Новое!
    Ни для кого не секрет, что драма великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является одной из вершин не только отечественной, но и мировой литературы, и пожалуй, одним из центральных произведений второй половины 19-го столетия....смотреть целиком