Страница: [ 1 ]  2  

"Гроза" (1859) была не только одной из вершин драматургии Островского, она была крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в "Грозе", - открытие народного героического характера. Добролюбов пишет о "Грозе": "Не так понят и выражен русский сильный характер в "Грозе". Он, прежде всего, поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам. " В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Именно со статьи Добролюбова сложилась в русской культуре прочная традиция трактовки Катерины как героической личности, в которой сосредоточены мощные потенции народного характера. У Добролюбова и Островского показалась одна важнейшая сближающая их идея. Это вера в обновляющую силу здоровой натуры, в силу непосредственного органического влечения к свободе и отвращения к лжи и насилию, в конечном итоге - вера в творческие начала народного характера. Проблема жанрового своеобразия - важнейшая при анализе "Грозы".

Можно выделить две преобладающие тенденции истолкования пьесы. Одна из них диктуется пониманием "Грозы" как социально-бытовой драмы. Другая трактовка определяется пониманием "Грозы" как трагедии. И она представляется более глубокой и имеющей большую опору в тексте Островского.

Пьеса начинается с пространной, неторопливой экспозиции. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает как бы образ мира, в котором живут герои и где развертываются события. Именно поэтому в "Грозе" немало лиц, которые не станут непосредственными участниками интриги, но необходимы для уяснения самого уклада жизни. Город Калинов изображен подробно, конкретно и многосторонне. Немаловажную роль при этом играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и остались равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят мотив простора, полета, неразрывный с Катериной. Поэтический в начале, в финале пьесы он трагически трансформируется в падение. Катерина появляется на сцене, мечтая раскинуть руки и взлететь с прибрежной кручи, а уходит из жизни, падая с этого обрыва в Волгу.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира постепенно усиливается в пьесе. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. О своем прошлом они сохранили только смутные, утратившие связь и смысл, предания (разговор о Литве, которая "к нам с неба упала"). Жизнь в Калинове замирает, иссякает, о прошлом забыто, новости из большого мира приносит им странница Феклуша, и они с одинаковым доверием выслушивают и о странах, где люди с песьими головами "за неверность", и о железной дороге, где для скорости "огненного змия стал запрягать".

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и горничная, даже старая, сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, - все они вращаются в сфере замкнутого патриархального мира. Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин все-таки тоже - плоть от плоти калиновского мира. Все технические идеи Кулигина - явный анахронизм для 30-х годов XIX века, к которым отнесено действие "Грозы". Солнечные часы, о которых он мечтает, пришли из древности, "перпетуум мобиле" - типичная средневековая идея, несбыточность которой уже не вызывала сомнения в прошлом столетии, громоотвод - техническое открытие XVIII века. Кулигин - мечтатель и поэт, но пишет он "по-старинному", как Ломоносов и Державин. Добрый и деликатный, мечтающий изменить жизнь калиновских бедняков (получив награду за открытие вечного двигателя), он представляется своим землякам кем-то вроде городского юродивого.

Лишь один человек не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами. Это Борис, "молодой человек, порядочно образованный", по ремарке Островского. "Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им." Но хоть и чужой, не привыкший к обычаям, он все-таки уже взят в плен Калиновым, не может порвать связь с ним, признал над собой его законы. И сам он понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдаст ему Дикой бабушкиного наследства, оставленного на столь "калиновских" условиях ("если будет почтителен к дядюшке"). И все-таки он ведет себя так, как будто обязан подчиняться Дикому, как старшему в семье. И хотя он становится предметом великой страсти Катерины, полюбившей его именно потому, что внешне он так отличается от окружающих ее, прав Добролюбов, сказавший об этом герое, что он "относится более к обстановке". Так можно сказать и об остальных персонажах пьесы, начиная с Дикого и кончая Кудряшом и Варварой.

Композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха, представляющие собой два полюса калиновского мира. Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна - греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы.

На примере Катерины Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого основана на любви, на мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде. Для общей концепции пьесы очень важно, что Катерина, "луч света в темном царстве", по выражению Добролюбова, появилась не откуда - то из другой жизни, из другого исторического времени, а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив этого рассказа - мотив все пронизывающей взаимной любви. "Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю", - рассказывает Катерина. Но это была "воля", весь круг которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями. Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. - А потому и нет здесь насилия, принуждения.

Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни осталась в очень отдаленном историческом прошлом. Катерина живет в эпоху, когда самый дух патриархальной морали - гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды - исчез, и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Душа Катерины уловила это. "Здесь все как будто из-под неволи", - роняет Катерина в разговоре с Варварой и продолжает свой рассказ о переживаниях во время церковной службы, которую она так вдохновенно любила в девичестве. Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе поэтичной калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. "Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю", - говорит она.

Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить, просыпающееся чувство личности. В душе героини оно принимает не форму гражданского протеста, а форму индивидуальной личной любви. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  3. Смысл названия драмы «Гроза»
    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....смотреть целиком
  4. Проблема любви в драме А. Н. Островскою \'Гроза"
    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет...смотреть целиком
  5. Библейские мотивы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    В сюжете «Грозы» Островского получают последовательное воплощение различные библейские мотивы. Один из таких мотивов — мотив греха, воздаяния за него и покаяния. Мотив этот последовательно воплощается в речи персонажей, в их мыслях, в развитии сюжетного...смотреть целиком
  6. СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>.
    Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и...смотреть целиком
  7. Катерина - луч света в темном царстве.
    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...смотреть целиком