«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — это восклицание Кулигина, одного из героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», наиболее точно отражает атмосферу всего произведения и атмосферу жизни многих русских городов, подобных Калинову. Купеческая среда, нередко считавшаяся одним из наиболее нравственно стабильных и чистых слоев российского общества, представлена в «Грозе» в своем истинном обличье.

Уже с первых страниц пьесы мы начинаем понимать, что в действительности она представляет собой ужасное «темное царство», подавляющее и гнетущее молодежь. В этом «царстве» господствует бессмысленная тирания старших, зло, невежество и грубость богатых и безответная покорность младших, «бедность нагольная» низших сословий. Однако жестокость богатых направлена не только против бедных, которых они стараются «закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Они также постоянно враждуют между собой, погрязнув в зависти, жадности, кляузничестве.

* «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные кляузы. Строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».
* Для того чтобы наиболее ярко раскрыть характеры и образ жизни своих героев, Островский очень точно и красочно описывает само место действия, город Калинов. Здесь мы видим и высокие заборы, за которыми каждый «хозяин» скрывает свое «хозяйство».

Здесь и ворота с крепкими засовами, чтобы никто посторонний ненароком не увидел, что творится там, за этими воротами. Здесь и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Здесь и пыльные улицы, где перед домами на скамеечке ведут неспешные разговоры обыватели, купцы и странницы. Аза калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселятся гуляющие молодцы и их незамужние подруги. Здесь и узкая галерея со сводами полуразрушенных построек, и общественный сад с беседками, где чинно прогуливаются купцы и где развертывается вся общественная жизнь этого маленького русского городка. Присмотревшись к этим малоприятным для взгляда обычного человека местам, мы словно физически начинаем ощущать тот мрак и гнетущую тоску, которые доминируют в Калинове и которые побудили впоследствии Н. А. Добролюбова назвать этот мир «темным царством».

Среди действующих лиц пьесы нет ни одного, кто не принадлежал бы всецело к калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и горничная, даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира. Но кто же они — «значительные лица» города Клинова, «хозяева» этой жизни? Яркими представителями купеческой среды в пьесе выступают купец Дикой — «ругатель» и «пронзительный мужик», и Марфа Кабанова, свекровь Катерины, имеющая свирепый нрав и изматывающая своих детей бесконечными нравоучениями. А. Н. Островский, обладающий непревзойденным талантом драматурга и тонко разбирающийся в психологии людей, очень ярко рисует образы этих персонажей. Их жестокость и деспотизм наиболее точно отражаются в отношениях с членами собственных семей.

Невежественный самодур Дикой, упрямый и необузданный, является настоящим деспотом в своей семье. Его родные, страшась гнева хозяина, целыми днями сидят на чердаках и в чуланах. Ведь именно на них он срывает свою злость, если кт

Похожие сочинения

  1. Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...смотреть целиком
  2. Екатерина в драме "Гроза"
    Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы...смотреть целиком
  3. Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»
    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...смотреть целиком
  4. Основная идея произведения «Гроза»
    Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув...смотреть целиком
  5. Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»  Новое!
    В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий...смотреть целиком
  6. Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
    Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви. В. С. Высоцкий “Гроза” А. Н. Островского. “Леди...смотреть целиком
  7. Символика в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
    Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает...смотреть целиком