Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофьич, поискать еще!..
Хороша тоже и Кабаниха.
А. Островский. Гроза
В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «самодур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме «Гроза» явление самодурства описано на примере образов «значительных лиц» города Калинова — Дикого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный закон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитывает бедных мужиков, работающих на него: «ни одного путем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь основана на ругательстве». По-человечески Дикой разговаривать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни домашним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою безнаказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бесправных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличительными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, слабым, лишенным самостоятельности, рабски покорным материнской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяином» в своей семье, которого жена не только беспрекословно слушается, но и боится. Поэтому она не только подавляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упрекает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.
Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиозность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого за
Похожие сочинения
- История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н.
Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...
смотреть целиком - Хозяева и жертвы «Темного царства»
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,
Дореформенные...
смотреть целиком - Смысл названия драмы «Гроза»
Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....
смотреть целиком - Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...
смотреть целиком - В "темном царств" (драма Островского "Гроза")
Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие
А. Н. Островский.
А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий...
смотреть целиком - "РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР" КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского "Гроза")
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой...
смотреть целиком - Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы "Гроза"
Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие...
смотреть целиком