Человек и время, народ и история - вот те сквозные, постоянно взаимодействующие проблемы, которые определяют специфику школьного изучения творчества и жизни поэта. Среди стихотворений, предлагаемых для чтения после подробного анализа пушкинской "Тучи" и тютчевских "Весенней грозы" и "Как весел грохот летних бурь,..", прежде всего отмечу "Грозу" А.Н. Майкова и "Гроза идет" Н.А. Заболоцкого. Каждое из этих стихотворений несет свое отношение к воплощению темы грозы.

В стихотворении Майкова предстает достаточно развернутое описание грозы. Мы обращаем внимание на то, что, во- первых, в стихотворении нет "я" поэта, внимание сосредоточено на том, что происходит вокруг: не случайно стихотворение начинается словом кругом

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей

, Во-вторых, в стихотворении сменяющие друг друга картины тяготеют к развернутым описаниям. Это стихи, которые пересказывать значительно легче, чем, например, стихи Тютчева. Очень важно выделить основную мысль стихотворения Майкова. Мне кажется, что эта мысль в противопоставлении "царства солнца и лазури" "шуму бури". Мысль всего стихотворения:

Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Описательности "Грозы" Майкова можно противопоставить экспрессию стихотворения Заболоцкого "Гроза идет". Стихотворение это многоплановое, сложное для пятиклассников, но опыт показывает, что оно при внимательном многоразовом чтении вполне им доступно. Лирический герой стихотворения становится объектом гнева грозы. Она его ловила, "молниями била", "каменный выкатывала гром". Все стихотворение строится на сопоставлении судьбы сломанного грозой кедра и героя, которого

лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Образ расколотого грозой кедра - не только "дерева печали", но и дерева, "ворвавшегося в высоту" и наказанного за то, что он поднялся выше других. Я подробно разбираю финальную строфу стихотворения ("Почему же, надвое расколот, / Я, как ты, не умер у крыльца, /Ив душе все тот же лютый голод, / И любовь, и песня до конца!"). Гроза может наказать кедр за его высокость, но жизненные грозы не лишают человека жажды жизни, жажды любви, жажды песни.

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Смысл названия драмы «Гроза»
    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....смотреть целиком
  3. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  4. Самоубийство - это протест или слабость?
    Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не...смотреть целиком
  5. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству,...смотреть целиком
  6. Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался?
    Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает...смотреть целиком
  7. Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза»
    Драма Островского «Гроза» – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского...смотреть целиком