Драма "Гроза" была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путешествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Клыковой. Однако сам факт такого совпадения говорит о том, что автор прозорливо уловил и достоверно описал нараставший в купеческой жизни конфликт между старшим и младшим поколениями. Появление "Грозы" дало возможность Добролюбову назвать главную героиню пьесы – Катерину – "лучом света в тёмном царстве". "Тёмным царством" Добролюбов называет не только купеческий быт, но и всю русскую действительность, показанную Островским в своих пьесах. Власть тьмы в драме "Гроза" сосредоточена в руках двух человек: Савла Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой – богатый купец и влиятельное лицо в городе, поэтому он считает, что ему всё дозволено: Кулигин: "За что сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?" Дикой: "Отчёт, что ли я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю…".

(Действие четвёртое, явление второе.) По словам Островского, причиной самодурства Дикого является его "горячее, своевольное сердце". Он не может, а, по-моему, даже и не пытается, совладать со своим буйным нравом, поэтому чинит беззаконие. Тётка Бориса, оставляя завещание, поставила главным условием получения наследства почтительность к дядюшке. Но Дикой не признаёт никаких моральных норм и действует согласно пословице: "Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло". Кулигин считает, что надо как-то угождать Дикому, но что Кудряш резонно замечает: Кудряш: "… Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь на ругательстве
построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани
не обходится…"

(Действие первое, явление третье.) Или когда Борис рассказывает об условии завещания Кудряшу и Кулигину, Кудряш говорит: Кудряш: "Опять же, если бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему
запретит сказать-то, что вы непочтительны?"


(Действие первое, явление третье.) Но деньги не дают Дикому духовной силы и полной убежденности в своей правоте. Он иногда пасует перед тем, кто сильнее его в законах, потому что в нём ещё теплится маленькая искра нравственности: Дикой: "О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. … Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!…Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…при всех кланялся".

(Действие третье, сцена первая, явление второе.) Но всё-таки эта "самокритика" Дикого сродни его самовольным причудам. Это не покаяние Катерины, вызванное угрызениями совести. Дикому тяжело расплачиваться, потому что он желает, чтобы ему было хорошо, а всё окружающее его убеждает, что это хорошее достаётся деньгами. Он хочет только получать деньги, но не отдавать их. Отдачу денег, по мнению Добролюбова, он принимает как "несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, - а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие". Даже когда он и знает, что уж непременно надо отступить, и уступит потом, а всё-таки прежде постарается на

Похожие сочинения

  1. Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...смотреть целиком
  2. Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса « Гроза» А. Н.Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество...смотреть целиком
  3. Екатерина в драме "Гроза"
    Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы...смотреть целиком
  4. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  5. Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза")
    Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. "Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!" — восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл...смотреть целиком
  6. В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского "Гроза"  Новое!
    В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купеҹества. Драма Гроза показывает ҹитателю достоверную картину трагедии, которую можно сҹитать совершенно обыденным явлением для купеҹеской...смотреть целиком
  7. Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»
    «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — это восклицание Кулигина, одного из героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», наиболее точно отражает атмосферу всего произведения и атмосферу жизни многих русских городов, подобных Калинову. Купеческая...смотреть целиком