Страница: [ 1 ]  2  

Пьесы различны и по проблематике и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей. В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому.

Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности.

Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза это кара божия за грехи. Герои “Вишневого сада” Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают. У Островского также пейзаж дополняет действие.

Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада. Для Раневской и Гаева вишневый сад родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь.

Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его старое прошлое. Вишневый сад это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят,

Похожие сочинения

  1. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...смотреть целиком
  2. Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»
    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...смотреть целиком
  3. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...смотреть целиком
  4. Смысл названия драмы «Гроза»
    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....смотреть целиком
  5. Катерина - луч света в темном царстве.
    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...смотреть целиком
  6. Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»  Новое!
    Драма Островского «Гроза» является самым значительным произведением драматурга. Она была| написана в 1860 г., в период общественного подъема. Основной темой этого произведения является тема купечества. В «Грозе» мы видим, в чем проблема этого сословия....смотреть целиком
  7. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова   Новое!
    А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним....смотреть целиком