Страница: 1  [ 2 ]  

Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери.

Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство - обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...»

Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.

Осознав в себе грешную страсть, но оставаясь очень религиозной, Катерина не может молиться, как прежде: слишком далека она от неискренности перед Богом. Это тоже подрывает в ней способность к противостоянию завладевшему ею чувству.

Подхваченная вихрем страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись не отступать, не жалеть себя, она ничего не хочет скрывать. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» - говорит она Борису. Но это как раз и предвещает дальнейшее развитие драмы - гибель Катерины.

рилюдно кается, так как ее внутренние переживания дошли до такого накала, что она уже не могла скрывать свою неверность. Покаяние ее отвергнуто. Полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали.

Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть - это конец ее внутреннему возмездию и... успокоение.

Катерина хотела жить по чувству, не подчиняясь общему правилу: любовь и брак — вещи несовместимые. Ей не позволили.

Катерина не может больше терпеть нападок свекрови, муж ей «постыл, ласка-то его мне хуже побоев», и она уходит из дома. Но куда она пойдет? Она же «мужняя жена». У нее остаются только два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, тем самым бросив вызов деспотизму и невежеству «самодуров». Катерина своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Благодаря этому, по словам Добролюбова, «самодурство, как мы видим, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех».

Поэтому смерть Катерины, по-моему, является виной калиновского мира - мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. И еще, мне кажется, что гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам: в финале, вслед за признанием Катерины, следует опять-таки открытый, при людях, бунт сына Кабанихи, то есть вместе со смертью Катерины приходит и крушение Кабановой. «Протест против них не заглушается уже», - сказал Добролюбов.


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
    Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной...смотреть целиком
  2. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...смотреть целиком
  3. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  4. Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы "Гроза").
    В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась...смотреть целиком
  5. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского  Новое!
    Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический...смотреть целиком
  6. Тема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)  Новое!
    Время действия в драме. (Рубеж 50—60-х годов XIX века. Борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями. Типичные картины русской жизни. Купеческие семьи. Бесправность женщины в этой среде. Патриархальный уклад. Безраздельная власть старшего в...смотреть целиком
  7. Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”
    В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней...смотреть целиком