В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла произведений. Одна из этих пьес — драма “Гроза”.

“Гроза” была начата в июне и закончена 9 октября 1859 года. В 1860 году впервые

опубликована в журнале “Библиотека для чтения”. 31 октября 1859 года разрешена для

сцены, премьера в Малом театре состоялась 16 ноября 1859 года. “Гроза” вызвала бурю

откликов и нашла широчайшее признание на сцене и среди критиков не только в нашей

стране, но и за рубежом.

Катерина — центральный персонаж драмы. С ее помощью Островский хотел показать быт и духовную жизнь провинциального городка, жизнь, типичную для того времени. Вольной свободолюбивой душе приходилось очень трудно. А Катерина была вольнолюбивой, как птица. Ее отличает сильный характер, решительность. И в то же время у нее была тонкая, чувствительная душа. Выросла она в семье, где ее любили и понимали, а в замужестве она как птица в клетке, и не может смириться с унижением своего достоинства в семье мужа.

Бориса она любит глубоко и не боится в этом признаться принародно. Но слабый и малодушный человек не смог отстоять свое чувство. Катерина ощущает одиночество.

Смерть Катерины — это своеобразный вызов домостроев-щине, неповиновение Кабанихе. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно

выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”


Другой женский тип в “Грозе” — Варвара, которая почти лишена чувства ответственности за свои поступки, ей непонятны терзания Катерины: “А по-моему: делай, что хочешь,

только бы шито да крыто было”. В то же время Варвара жалеет Катерину: “Молоду тебя

замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не

уходилось еще”. Она ее понимает, но не до конца. И все потому, что выросла она в другой среде. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

Пьеса позволяет нам увидеть два типа русских женщин: умеющих, как Варвара,

приспосабливаться к любым условиям и тип чистых, глубоких натур, не желающих терпеть унижения их достоинства, пытающихся, как Катерина, своей смертью расшевелить мир “темного царства”.

Похожие сочинения

  1. Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...смотреть целиком
  2. Хозяева и жертвы «Темного царства»
    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...смотреть целиком
  3. Смысл названия драмы «Гроза»
    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения....смотреть целиком
  4. Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»
    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...смотреть целиком
  5. Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмы
    Имя Островского хорошо знакомо и памятно всем, кому дорога национальная русская культура. "Пьесами жизни" называл пьесы Островского Добролюбов. Его современников и потомков поражала естественность произведений, их простота, необычная для...смотреть целиком
  6. Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
    Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние,...смотреть целиком
  7. Душевная драма Катерины
    Пьеса \"Гроза\" написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный...смотреть целиком