Свое место в системе образов за­нимает и Варвара. Казалось бы, Катерину естественнее всего сопо­ставлять именно с ней. Они живут в одном доме, судя по всему, не очень отли­чаются друг от друга по возрасту. В Варваре есть даже что-то живое, искреннее. Она не обольщается на свой счет, откровенно заявляя Катерине: «Я хуже тебя». Но нельзя не заметить присущую Вар­варе бездуховность, отчетливо проявившуюся, на­пример, в сцене любовного свидания. Вместо глу­бины эмоциональных переживаний, так характер­ных для Катерины, Варвара подчеркнуто холодна и равнодушна, впрочем, так же, как и ее «пред­мет» — Кудряш. Островский не забывает указать на это в авторских ремарках: «Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет». Разговаривает Варвара с Кудряшом постоянно зевая. При прощании: «Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого». Через мгно­вение снова: «Зевает и потягивается».По сравнению с Катериной Варвара представляет иной тип сознания. С одной стороны, высокие на­правленные ценности, идеалы, так необходимые лю­дям в их поисках настоящего счастья — для того, чтобы различать добро и зло. С другой — покорное принятие условий жизни, пассивное приспособление к ним. Одна учительница очень удачно раскрыла самую суть этой важнейшей нравственной пробле­мы: «Варвара вся на уровне быта, ежедневных отношений, принятых в ее среде норм. Все ее представления и понятия не поднимаются выше этого уровня. Она не смотрит и не мыслит выше, глубже привычных, обыденных отношений. Вот и любовь ее — вполне земная, без порывов, озарений и мук — это ей даже смешно. Вот и Катерину она не понимает — «мудрая какая-то». А Варвара «про­стая», вся в своем сегодняшнем, таком, «как у всех». В науке такой уровень понимания и отноше­ния к жизни называется обыденным сознанием, или здравым смыслом. Многие люди искренне убеждены, что этот здравый смысл — вершина понимания жиз­ни: вижу все, как оно есть, живу без иллюзий, в мечтах не нуждаюсь. Может быть, так оно и есть? И мечтательность Катерины — проявление ее интел­лектуальной слабости? Говоря шире, нужны ли в жестоком, неустроенном мире люди, которые «смот­рят на облака», которым нужно больше того, что встречается на каждом шагу и потому считается нормой? Люди с мечтами, с высокими духовными запросами — нужны ли человечеству, не выбравше­муся еще из заботы о хлебе насущном?»

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н.
    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...смотреть целиком
  2. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
    Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной...смотреть целиком
  3. Хозяева и жертвы «Темного царства»
    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...смотреть целиком
  4. Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»
    Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из «самых слабых и терпеливых», был для...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»
    Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город...смотреть целиком
  6. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»  Новое!
    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...смотреть целиком
  7. Катерина в кругу героев пьесы «Гроза»
    А. Н. Островский в пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одни — угнетатели «темного царства», другие — забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный...смотреть целиком