Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича.

Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди — сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огу-даловой из «Бесприданницы». На мой взгляд, лучшими пьесами Островского являются «Гроза» и «Бесприданница». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес.

Катерина Кабанова противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна.

Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»—говорит она любимому. Разразившуюся грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина воспринимает самоубийство не как грех, а освобождение от мук и страданий.

«Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо...»

Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она довольно культурная, образованная девушка. Ларисе чужд мир, окружающий ее. Она стремится вырваться из этого окружения, где царят алчность и дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она любит свой идеал, а не реального героя. Жизнь сложнее, чем мы о ней думаем. Ларисе приходится поступаться своими идеалами. Она готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. «Вещь... да, вещь... Я вещь, а не человек...» — говорит Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть... Я слишком, слишком дорога для вас»,— отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни. Умирая, героиня прощает всех: «Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Такое всепрощение от слабого человека хуже любой кары, и более эффектно завершить пьесу было невозможно.

Островский еще раз доказал, что он настоящий мастер, прекрасно знающий законы драматургии.

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы «Гроза». Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине «Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. «... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», — вспоминает она.

Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но «здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. «А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.