ГЛУМОВ — герой комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Г.— единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.— значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться — означает скоморошничать, издеваться, «глум творить». «Маменька, я умен, зол и завистлив»,— говорит Г., приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для «глумотворст-ва». Цели Г. невысоки: «теплое место и богатая невеста» — все, чего он хочет добиться в жизни. Для достижения своих целей он решает «подделаться к тузам», избирая для этого примитивное, но сильнодействующее средство: «льстить грубо, беспардонно».
В общении с «тузами» обнаруживается замечательная способность Г. к лицемерию. Он легко меняет личины, поскольку ничего значительного, ценного у него за душой нет. С «богатым барином» Мамаевым, любителем читать наставления, Г.— глупец, жаждущий руководства на жизненной дороге. С его женой, женщиной опасного «бальзаковского» возраста, Г.— пылкий, едва ли не романтический герой-любовник. С «важным господином» Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом, Г.— либерал, великолепно владеющий «прогрессистской» фразеологией. С «очень важным господином» Крутицким, маразмирующим консерватором, Г.— ретроград, демонстрирующий превосходное владение «охранительной» терминологией. С «богатой вдовой» Турусиной, суеверной ханжой, Г.— почтительный поклонник самых темных и нелепых «народных верований».
В этих сценах Г. выступает как бесстыдный лицедей, обладающий отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон». Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Глумотворство его заключается в том, что он с неприкрытой наглостью утрирует в своем поведении «слабости» партнеров, гиперболизируя их и доводя до абсурда. «Всю желчь», которая при смене личин «накипает в душе», Г. «сбывает» в свой дневник, превращенный им в «летопись людской пошлости». Похищенный и обнародованный, дневник становится причиной крушения стремительной карьеры Г.
В образе Г. Островский исследует, как «общественный порок» становится «личным пороком» героя. Злой ум и желчный талант, не облагороженные никакой высокой идеей, отравили его душу, и он стал «немного подле-нек». «Подлость в душе» и делает Г. характерной фигурой, в которой отразился «безыдеальный» дух времени (ср. строки Н.А.Некрасова: «Бывали хуже времена, но не было подлей»).
В силу своей характерности образ Г еще раз возникает в комедии Островского «Бешеные деньги» (1870). Г. явился прообразом Глумова в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» (1877-1883).
Первый исполнитель роли Г.— Н.В.Самойлов (1868). Среди других исполнителей — А.П.Ленский (1876), В.И.Качалов (1910), Ю.В.Яковлев (1968).