1. Кадм персонаж 3—4 й книг «Метаморфоз»
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
  2. Фаэтон - характеристика литературного героя
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    ФАЭТОН (лат. Phaethon; греч. Фаебсоу — сияющий, светлый) — герой эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (первые гг. н.э.), сын Гелиоса и Климены, жены царя Меропса. Надменный Эпаф, сын Ио и Юпитера, высказал сомнение в божественном происхождении Ф. Тот, обиженный, сообщил об этом Климене; она клятвенно подтвердила отцовство Гелио-са, но этого сыну показалось недостаточно, и он отправился в чертоги отца, чтобы узнать правду непосредственно от него. Гелиос ласково встретил сына и дал страшную клятву богов — Стигийской влагой — выполнить любое его желание; сын захотел на день получить отцовскую упряжку. Отец был поражен этим безумным стремлением — «ты просишь о казни,...смотреть целиком
  3. Мое знакомство с «Метаморфозами» Овидия
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Мое знакомство с «Метаморфозами» Овидия началось не с книги, а из рассказа, красивой и печальной. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветов. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок нарцисса с вечно склоненной головой. ее сходство в прекрасного юношу, любовался своим отражением, казалась такой живой и убедительной, что не поверить в нее было невозможно. Голос учительницы завораживал, манил в другой мир, полный чудес, тайн, преобразований. Позже появилась книга, само название которой и имя автора звучали непонятно и загадочно. Однако истории замечательных преобразований, описанные в ней, оказались яркими и очень живыми...смотреть целиком
  4. Марсий — первоначально фригийский речной бог
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Марсий — первоначально фригийский речной бог; греки изображали его в виде сатира. Ему приписывалось изобретение флейты. С ним сравнивает Сокрдта Алкивиад (Пир): Сократ так же безобразен и зачаровывает людей речами, как М. — музыкой. По другой версии, флейту изобрела Афина, но, увидев, как игра на ней искажает ее лицо, бросила ее и прокляла того, кто ее подберет (Овидий. «Фасты»). В этой истории отражено представление о флейте как об оргиастичес-ком инструменте, несовместимом с гармонией, спокойствием, достоинством и противоположном воплощающей эти ценности кифаре. Еще резче эта идея выражена в истории о гибели М.: он противопоставлен богу гармонии и ясности, кифареду Аполлону. У...смотреть целиком
  5. Икар - характеристика литературного героя (персонажа)
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    ИКАР (лат. Icarus) — герой эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (первые гг. н.э.). Это не первое обращение поэта к образу И., тот же сюжет довольно подробно излагается в «Науке любви», причем в том же духе, но с меньшим числом деталей и не столь блистательно. Изложение Овидия — единственное, дошедшее до нас (не считая античной мифографии), и мы не можем с уверенностью рассуждать о его прототипах, среди которых могли, безусловно, быть и великие трагики; Кнаак высказал интересную гипотезу (поддержанную Лафэ в его фундаментальной работе) о заимствовании образа у Каллимаха; Казн резко выступил против этой гипотезы; оставаясь недоказанной и, по-видимому, недоказуемой,...смотреть целиком
  6. Филемон и Бавкида - характеристика литературного героя
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    ФИЛЕМОН и БАВКИДА (лат. Philemon, Baucis) — герои эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (написан в первые годы по Р.Х., сожжен автором в порыве отчаяния и издан по спискам, оставшимся у друзей). Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном — бедном и убогом — встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Ф. и Б. прожили всю свою жизнь — от свадьбы и до глубокой старости. Хозяева...смотреть целиком
  7. Характеристика образов Филемона и Бавкиды
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Филемон и Бавкида — персонажи 8-й книги «Метаморфоз». История о них рассказана как пример необходимости благочестия. Юпитер и Меркурий, приняв человеческое обличье, пришли во Фригию; все отказали им в гостеприимстве, кроме Ф. и Б. — всю жизнь проживших вместе бедняков. Они принимают богов скромно, но радушно. Только увидев, что вино на столе чудесным образом не иссякает, они понимают, что перед ними боги, и хотят принести им в жертву своего единственного гуся. Боги это запрещают и объявляют старикам, что вся местность будет наказана за безбожие и только они спасутся. Ф. и Б. поднимаются в горы и видят, что все внизу затоплено водой и только их хижина невредима и на глазах...смотреть целиком
  8. Филемон и Бавкида — персонажи 8 й книги «Метаморфоз»
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    История о них рассказана как пример необходимости благочестия. Юпитер и Меркурий, приняв человеческое обличье, пришли во Фригию; все отказали им в гостеприимстве, кроме Ф. и Б. — всю жизнь проживших вместе бедняков. Они принимают богов скромно, но радушно. Только увидев, что вино на столе чудесным образом не иссякает, они понимают, что перед ними боги, и хотят принести им в жертву своего единственного гуся. Боги это запрещают и объявляют старикам, что вся местность будет наказана за безбожие и только они спасутся. Ф. и Б. поднимаются в горы и видят, что все внизу затоплено водой и только их хижина невредима и на глазах превращается в храм. Они просят в награду права стать служителями...смотреть целиком
  9. Пирам и Фисба персонажи 4 й книги «Метаморфоз»
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Живущие в Вавилоне в соседних домах П. и Ф. любят друг друга, но родители обоих против их брака и запрещают им видеться. Они находят в стене между домами щель и переговариваются через нее. Прощаясь, они вынуждены целовать не друг друга, а стену — и соединяющую, и разделяющую их. Они договариваются бежать, встретившись за городом у шелковицы, растущей около гробницы Нина (муж Семирамиды, основатель Ассирийского царства). Ф. приходит первая -7- к могиле подходит львица, только что задравшая быка, поэтому с окровавленной пастью. Ф. убегает, теряя плащ, львица раздирает его, марая кровью. П. находит его, решает, что Ф. погибла, и закалывает себя мечом — брызнувшая кровь окрашивает...смотреть целиком
  10. «Метаморфозы» Овидия — Каталог-перечисление мифологических сюжетов
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Нынче хочу рассказать про тела, превращенные в формы Новые. Боги, — ведь вы превращения эти вершили, — Дайте ж замыслу ход и мою от начала вселенной До наступивших времен непрерывную песнь доведите. Овидий «Метаморфозы». Самым крупным произведением великого древнеримского поэта Овидия являются «Метаморфозы» («Превращения») — мифологическая поэма эпического характера, где в виде связного повествования объединены многочисленные эпизоды из римских легенд и мифов. Задумывая это произведение, поэт ставил перед собой задачу создать поэтическую историю Вселенной — с момента превращения первичного Хаоса в материальный мир до превращения Юлия Цезаря в новую звезду и...смотреть целиком
  11. Характеристика образа Пигмалиона
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Пигмалион — кипрский царь, влюбившийся в им самим вырезанную из кости статую, которая ожила и стала его женой Галатеей. Главная тема рассказа Овидия — оживание статуи, представленное как метаморфоза и описанное в соответствии с типичной для Овидиевой метаморфозы двухчастной схемой: за предысторией, содержащей обоснование превращения, следует само превращение, которое, как правило, совершается (или, по крайней мере, описывается) не моментально, а как последовательный, состоящий из отдельных стадий процесс. В первой части рассказа (до превращения) подчеркивается жизнеподобие статуи «Совсем как живая, / Будто бы с места сойти она хочет». «Как живая» — стандартная...смотреть целиком
  12. Мидас — фригийский царь
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Мидас — фригийский царь, сын Горгия и (согласно одной из версий, принятой и в «Метаморфозах») Кибелы. Овидий излагает две наиболее известные истории о М. В первой мы видим М. гостеприимным хозяином. К нему приводят связанным цветочными путами Силена — старик спьяну отбился от свиты Диониса и был пойман местными проказниками. Силен — товарищ М. по орфическим таинствам. Царь устраивает в его честь пир, длящийся десять дней и ночей, после чего возвращает его Дионису. Последний на радостях, что его любимец вернулся цел и невредим, предлагает М. любую награду. М. не стесняется в выборе: он желает, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось в золото. Получив желаемое, М. радостно...смотреть целиком
  13. Пирам и Фисба - характеристика литературного героя
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    ПИРАМ и ФИСБА (лат. Pyramus, Thisbe) — герои эпоса П. Овидия Назона «Метаморфо зы» (первые гг. по Р.Х.). Миф, изложенный в этой части эпоса (не привлекший внимания в античную эру, но популярный в новую), по существу представляющий собой объяснение темного цвета шелковичных ягод, Овидий превратил в трагическое повествование о любви, которое напоминает сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира. Прекраснейший из вавилонских юношей, П. был пленен красавицей Ф.; эта любовь не осталась неразделенной, крепла от времени и привела бы к свадьбе, если бы на то согласились родители (никаких мотивов отказа поэт не приводит), но справиться с любовью...смотреть целиком
  14. Кипарис — сын Телефа любимец Аполлона
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Нечаянно убив прекрасного оленя, к которому был нежно привязан, К. в горе решил сам умереть. Боги исполнили его просьбу (чтобы ему было позволено «проплакать вечное время») и превратили его в «дерево печальных» (кипарис, как и тополь, относился к числу деревьев, символизирующих траур). В «Метаморфозах» рассказ о К. помещен перед песней Орфея, утратившего Эвридику. Кипарисы завершают перечень деревьев, которые явились слушать «богорожденного певца». Помимо траурной символики рассказ о К. выполняет и еще одну функцию — он служит прелюдией к песне Орфея, посвященной отрокам— любимцам богов. Как и К., всех их постигает одинаковая участь — внезапная...смотреть целиком
  15. Характеристика образов Пирама и Фисба
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Пирам и Фисба — персонажи 4-й книги «Метаморфоз». Живущие в Вавилоне в соседних домах П. и Ф. любят друг друга, но родители обоих против их брака и запрещают им видеться. Они находят в стене между домами щель и переговариваются через нее. Прощаясь, они вынуждены целовать не друг друга, а стену - и соединяющую, и разделяющую их. Они договариваются бежать, встретившись за городом у шелковицы, растущей около гробницы Нина (муж Семирамиды, основатель Ассирийского царства). Ф. приходит первая — к могиле подходит львица, только что задравшая быка, поэтому с окровавленной пастью. Ф. убегает, теряя плащ, львица раздирает его, марая кровью. П. находит его, решает, что Ф. погибла, и закалывается...смотреть целиком
  16. Характеристика образов Дедала и Икара
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Дедал и Икар. В мифе об Икаре Овидий разрабатывает одну йз своих основных тем — губительность для человека всяких попыток выйти за пределы положенного ему природой, преодолеть человеческий жребий. Афинский мастер Д., способный творить чудеса своим искусством, долгое время жил на Крите. Там он, среди прочего, построил лабиринт, в который царь Минор заключил Минотавра. Пожелав вернуться на родину, Д. не получил на это позволения Миноса и тогда задумал небывалый способ бегства: он сделал для себя и своего сына И. крылья из крепленных воском перьев птиц, чтобы перелететь через море. Но в воздухе отрок И. «начал веселиться отважным полетом», забыл о наставлениях отца и слишком приблизился...смотреть целиком
  17. Характеристика образа Ниоба
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Ниоба — персонаж «Метаморфоз», фиванская царица родом из Лидии, жена Амфиона. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона и Артемиды) своей многодетностью (по разным версиям, у псе было от 3 до 20 детей, сыновей и дочерей). В наказание Аполлон убил ее сыновей, а Артемида — дочерей. Сама Н. превратилась в скалу. Ее история — пример одновременно и наибольшей дерзости, и наибольшего горя. В «Илиаде» ее историю Ахилл рассказывает Приаму — в этой версии у Ниобы шестеро сыновей и шесть дочерей; после смерти они девять дней лежат непогребенные (поскольку в камень превращены все жители города), их хоронят сами боги. Трагедии...смотреть целиком
  18. Ниоба — персонаж «Метаморфоз»
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Ниоба — персонаж «Метаморфоз», фиванская царица родом из Лидии, жена Амфиона. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона и Артемиды), своей многодетностью (по разным версиям, у нее было от 3 до 20 детей, сыновей и дочерей). В наказание Аполлон убил ее сыновей, а Артемида — дочерей. Сама Н. превратилась в скалу. Ее история — пример одновременно и наибольшей дерзости, и наибольшего горя. В «Илиаде» ее историю Ахилл рассказывает Приаму — в этой версии у Ниобы шестеро сыновей и. шесть дочерей; после смерти они девять дней лежат непогребенные (поскольку в камень превращены все жители города), их хоронят сами боги. Трагедии...смотреть целиком
  19. Характеристика образов Девкалиона и Пирра
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Девкалион и Пирра. В греческом варианте широко распространенной в мифологиях народов мира легенды о всемирном потопе Д. выступает аналогом ветхозаветного Ноя, ассирийского Утнапиштима и др. Полностью миф изложен у Аполлодора и Овидия. Д., сын титана Прометея, женатый на своей двоюродной сестре П., дочери Эпиметея, царствовал во Фтии. Когда Зевс решил истребить погрязший в пороке человеческий род и наслал на землю потоп, он пощадил только двух праведников — Д. и П. По Аполлодору, Д. заранее сделал ковчег и вложил в него припасы по совету Прометея (ср. подготовку к потопу в ветхозаветной легенде и ее восточных аналогах). Овидий убирает эту подробность: когда начался потоп, Д.,...смотреть целиком
  20. Характеристика образа Психеи
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Психея — персонаж вставной сказки в романе Апулея «Метаморфозы». Эту сказку рассказывает старуха разбойница попавшей в плен к шайке девушке Харите. П. (букв, «душа»), младшая из трех царевен, так прекрасна, что ей начинают поклоняться как новой Венере. Настоящая Венера оскорблена и просит своего сына, Амура, отомстить за нее: пусть П. влюбится в самого убогого и жалкого из людей (намек на одно из платоновских описаний Эроса (Амура) в «Пире»), Отец П. в это время получает от Аполлона повеление относительно П.: он должен поставить ее на высокий обрыв, откуда ее возьмет в жены ужасное крылатое существе, которого боятся даже боги (традиционно в античной поэме описание власти Амура-эроса). Плачущим...смотреть целиком