Сочинения по произведениям Пастернака



Сочинения по творчеству Пастернака

  1. Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака.
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что, безусловно, отразилось в его творчестве. Жизнь и природа - вещи неразделимые в поэзии Пастернака: Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех... Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Кстати, необходимо заметить, что у Пастернака нет разделения на живую и неживую природу, все едино. Автор наделяет весь окружающий его мир...смотреть целиком
  2. «А в наши дни и воздух пахнет смертью...» (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    “А в наши дни и воздух пахнет смертью...” — строки из четверостишия, принадлежащего к циклу “Разрыв”: Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить. Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, в котором витает смерть, стали для Б. Л. Пастернака, как и для многих талантливых людей того времени, ужасной реальностью. Забвение, гибель, уничтожение грозили всем, кто осмеливался искренне выражать свои мысли. А мысли гениальных людей, согласно какой-то роковой закономерности, всегда оказываются...смотреть целиком
  3. Борис Пастернак: лирика жизни
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Февраль! Достать чернил и плакать... Б.Пастернак Ученик Скрябина, сам великолепн ый музыкант, Пастернак в своих лирических стихах одновременно и музыкален, и прост. Если добавить к этому главную примету Скрябина — цветность, то, кроме цветности, которая всегда присутствует, второй характеристикой поэзии Пастернака является лексическая простота. Он сложен и прост, изыскан и доступен, эмоционален и сдержан. Эти антонимы в оценке творчества часто составляют ткань его стихов: Нескромный — самый странный, самый тихий, Скала и шторм, и — скрытый ото всех Играющий с эпохи Псамметиха Углами скул пустыни детский смех... Многоточие, падающее в пустоту...смотреть целиком
  4. Борис Леонидович Пастернак
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал отец: “Весной в залах Училища открывались выставки передвижников… Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова”. Работа Л.О. Пастернака над портретами Льва Толстого, Николая Федорова и Максима Горького означала для будущего поэта возможность увидеть великих людей своего времени. В 1910 г. Б. Пастернак был свидетелем похорон Льва Толстого,...смотреть целиком
  5. Художественное своеобразие лирики Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак — сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — пишет поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все «залпом», «взахлеб», «навзрыд», «вдребезги» и «наповал». Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей: Ирпень — это память о людях и лете, О воле, о бегстве из-под кабалы, О...смотреть целиком
  6. Тема творчества у Б.Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности. Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе "Центрифуга". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает...смотреть целиком
  7. Мастерская, посвященная лирике Б. Пастернака «Это поистине новое чудо»
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Каждый учитель, как творческая личность, стремится к чему-то необычному, инновационному, не забывая при этом и о традициях. И уроки-мастерские - это находка для креативного педагога, так как именно такие уроки учат наших учеников мыслить творчески. М. В. Амфилохиева в своей книге «Традиции и инновации в преподавании литературы» справедливо отмечает: «Опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?»...смотреть целиком
  8. Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи — не творение конкретной личности, а прямое следствие жизни. Художник — тот, кто помогает творчеству природы, ничего не выдумывая, ничего не привнося от себя: Бывало, снег несет вкрутую, Что только в голову придет. Я сумраком его грунтую Свой...смотреть целиком
  9. Поэтический мир Б. Л. Пастернака (рецензия)
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно, интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак — большой поэт. Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость...смотреть целиком
  10. Своеобразность поэтического видения Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Так произошло в жизни Б. Пастернака, что музыка стала его первым шагом к познанию мира, а философия – вторым. Но именно в его поэзии эти два начала объединились, создавая замечательную гармонию звука и образа. Не случайно и свой роман «Доктор Живаго» Б. Пастернак завершил стихами. Он ощущал, что любовь невозможна без творчества, оно порождает желание сказать миру о том, как прекрасна и коротка эта жизнь. Стих «Зимняя ночь» одно из таких произведений. Он и начинается гиперболой: «Мело, мело помело». Это сразу заставляет погрузиться в поединок стихий – снежной метели и мирных чувств лирического героя. Свеча для него – символ любви, символ бессмертия мира....смотреть целиком
  11. Философские мотивы лирики Б.Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы Пастернак не был философом, мы бы не узнали столько глубоких поэтических откровений. А его проза – это тоже плод философских раздумий о смысле бытия. Один из циклов стихов Пастернака так и называется – «Занятия философией». Даже в названии чувствуется особенность поэта. Он не назвал свой цикл просто «Философские стихи», а аккурат «занятия», то есть, понять мир во всем многообразии, конечно, невозможно. Человеку дано лишь учиться открывать...смотреть целиком
  12. Мой любимый поэт Борис Пастернак
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Лирика Бориса Пастернака — прекрасная, философ­ская, жизнеутверждающая, безудержная — помогла мне, как и многим другим людям, знакомым с творчеством этого поэта, увидеть мир с необычной точки зрения: переливающимся, играющим, полным внутренней дина­мики и энергии. Как бронзовой золой жаровень, Жуками сыплет сонный сад. Со мной, с моей свечою вровень Миры, расцветшие висят. С первых своих шагов в поэзии Б. Пастернак обнару­жил особый почерк, особый строй художественных средств и...смотреть целиком
  13. Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака (по стихотворениям «февраль. Достать чернил и плакать...», «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в...смотреть целиком
  14. «Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом. И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии. Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в стихах). «Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а...смотреть целиком
  15. Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет? Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака — это плод философских раздумий о бытии, об истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала...смотреть целиком
  16. Тема истории в поэзии Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Рубеж ХІХ-ХХ веков в России — время кризиса, исторического перелома. В такие времена «слышно, как время идет» (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги «Сестра моя — жизнь» В. Брюсов писал: «У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности ». Как известно, Б. Пастернак сравнивал поэзию с губкой, имея в виду, что повышенная восприимчивость есть определяющая черта творчества: * Поэзия! Греческой губкой в...смотреть целиком
  17. Любимые страницы поэзии Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Пастернак считается «трудным» поэтом. Ведь в строках его стихотворений иногда многозначны, изображенные образы многозначащие. Метафоры в некоторых произведениях кажутся очень сложными либо случайными. Иногда, наверное, нужно быть специалистом (как, например, читатель поэзии в повести Стругацких «Сказка о Тройке»), чтобы привыкнуть и понять лирику поэта. Но, зато каким прекрасным будет тот момент, когда творчество Пастернака становится понятным и доступным. * «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит». Поэт одновременно радуется весне и стремится писать, впитав в себя при этом все окружающее. В...смотреть целиком
  18. Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Б. Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника. Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — времени заложник У...смотреть целиком
  19. Мой любимый поэт Пастернак
    Листов: 2Скачано за неделю: 8
    Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»?! Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, тысячи, тысячи лет… В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, Может, ты-то их, море, и сводишь на нет. Сказанное...смотреть целиком
  20. «Я весь мир заставил плакать над красой земли своей...» (по лирике Б. Пастернака)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Просевая полдень, Троицын день, гулянье, Просит роща верить: мир всегда таков. Так задуман чащей, так внушен поляне, Так на нас, на ситцы пролит с облаков. Б. Пастернак Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, му­зыкальные. Умение в нескольких строках показать жи­вость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написа­ния Пастернак сам определял как стремление «поймать живое», «мгновенную, рисующую движение живописность». Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем...смотреть целиком
  21. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» Марина Цветаева, одчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом. И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии. Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, азряженной в ответном чувстве (в стихах). «Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас...смотреть целиком
  22. Поэт Борис Пастернак
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Борис Пастернак — один из самых моих любимых поэтов. Его лирика завораживает, звучит, как прекрасная музыка. Особенно красивыми мне кажутся его стихотворения, посвященные природе. Особенность мировосприятия Пастернака окружающего мира состоит в том, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него. Образы, которые создает поэт в своих произведениях, настолько достоверны, что читатель буквально слышит гомон птиц, свист ветра, шум дождя, звуки метели... В посаде, куда ни одна нога Не ступала,...смотреть целиком
  23. Художественное своеобразие лирики Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак — сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. “Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими”, — пишет поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все “залпом”, “взахлеб”, “навзрыд”, “вдребезги” и “наповал”. Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей: Ирпень — это память о людях и лете, О воле, о бегстве из-под кабалы,...смотреть целиком
  24. Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    «Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты», — писал Борис Пастернак. Дейс­твительно, через много лет мы лучше понимаем гени­альность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю. Сегодня мы все чаще обращаемся к творчеству поэтов начала XX века, открывая для себя новые имена и новые стороны поэзии уже признанных гениев. Рядом с Блоком встали имена Бориса Пастернака, Анны Ахма­товой, Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Осипа Ман­дельштама, Николая Гумилева и многих других. Эпоха, когда они создавали свои бессмертные стихи, названа «се­ребряным веком» русской поэзии. Творчество каждого из этих поэтов — это уникальный мир, это еще одна грань...смотреть целиком
  25. Жизнь и творчество Б Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    Борис Леонидович Пастернак родился и вырос в Москве. Отец его был живописцем, мать — пианисткой. Яркость впечатлений детства и отрочества определила его умение писать с натуры, которое он позднее называл субъективно-биографическим реализмом. В семье поэта царила творческая и деятельная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не пропало даром. Уже ранние стихи и проза несут свидетельства серьезного поэтического воспитания: профессиональное владение музыкальной композицией и дисциплина мысли, которые счастливо сочетались с врожденной чувствительностью" и восприимчивостью. В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем...смотреть целиком
  26. Природа в поэзии Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    В русской литературе много проникновенных строк посвящено воспеванию родной природы. Единение с природой без свидетелей и соглядатаев придает лирике особую интимность и подлинность. Данная закономерность, безусловно, проявилась в поэзии Б. Пастернака. От пейзажей Б. Пастернака веет свежестью, ощущением первозданности открывающегося как будто бы впервые мира. По мнению О. Мандельштама, «стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза». Рассвет расколыхнет свечу, Зажжет и пустит в цель стрижа. Напоминанием влечу: Да будет так же жизнь свежа! - Стихи...смотреть целиком
  27. Анализ поэтики Пастернака “Тема с вариациями”
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Цикл “Тема с вариациями” построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча “свободной стихии с свободной стихией стиха”. Символом глубины пушкинской поэзии был для Пастернака сфинкс, с которым поэт чувствовал “таинственную связь”. Пастернак обратился к переломному моменту пушкинской биографии: к прощанию поэта с романтизмом молодости, с верой в свободу. В основе сюжета “Вариаций” лежали мотивы пушкинского стихотворения “К морю” и поэмы “Цыганы”: Он сел на камень. Ни одна Черта не выдала волненья, С каким он погрузился в чтенье Евангелья морского дна. Забором...смотреть целиком
  28. Жизнь и творчество Бориса Пастернака
    Листов: 3Скачано за неделю: 7
    Борис Пастернак — крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он начал литературную работу еще до Октября, в десятых годах. 1912 годом помечены стихотворения, которыми обычно открываются ныне книги поэта. В 1914 году Пастернак выпустил первый свой стихотворный сборник — "Близнец в тучах", а в 1917 году второй — "Поверх барьеров". Борис Пастернак родился в Москве и рос в атмосфере искусства, — с детства видел художников, музыкантов, писателей, с которыми общалась и дружила его семья. Гостями Пастернаков бывали Лев Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель. Будущий...смотреть целиком
  29. Любимые страницы поэзии Бориса Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    Лирику Пастернака читаешь исподволь, медленно, привыкая к его необыкновенной поступи, его речи, ритму, интонации. Потому что Пастернак — автор из числа «трудных». В повести братьев Стругацких «Сказка о Тройке» есть персонаж, чья профессия — читатель поэзии, специалист по ямбу. Читать стихи Бориса Пастернака — занятие, которое тоже, наверное, следует приравнять к труду, творческому и кропотливому. Строчки, написанные взахлеб, «навзрыд» многозначные и многозначащие образы, метафоры и сравнения, кажущиеся случайными или чрезмерно усложненными, подчеркнутая субъективность изображения — все это делает поэзию автора «многотрудной» для читателя. Но тем прекраснее момент открытия,...смотреть целиком
  30. «Вечные» темы в лирике Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    «Вот оно, высшее христианство, — даже на распятии понять, что твои палачи — это тоже жертвы», — писал Е. Евтушенко в обширной статье о Пастернаке. Пастернак оказался избранником истории, поставив историю любви выше истории как таковой. Мученикам догмата это показалось контрреволюцией. Им, привыкшим к теории и практике превращения людей лишь в винтики государственной машины, не могла не быть опасно чужда, как разрушительная ересь, апология не государства, а человеческой души. Им не хватило терпимости, драгоценного умения понять, что первоначальные идеалы социализма и заключались в том, что они ставили интересы человека выше интересов государства как машины. Иначе история будет развиваться...смотреть целиком
  31. Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака)
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии: Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. «Самоотдача» — вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака. Он писал не потому, что стремился к известности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия — крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться этого отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал: Я...смотреть целиком
  32. Мое отношение к лирике Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся почва была его наследство, А он ее со всеми, разделил. Анна Ахматова Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: «Где человек до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: «Пастернак — это «тайнопись», «шифр». Разве это не предупредительный сигнал для таких, как я, для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого «Лирика Бориса Пастернака». Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной,...смотреть целиком
  33. Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (Второй вариант)
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Я — жизнь земли, ее зенит, Что сам бросаю тень. Я — жизнь земли, ее зенит, Ее начальный день. Б. Пастернак Замечательный поэт Борис Пастернак бесконечно, само­забвенно любил жизнь. И жизнь его была поэзией, как и все, что его окружало. Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Призвание поэта — уметь видеть, слышать, чувствовать голоса окружающе­го мира, всегда быть готовым на общение с ним, ведь по­эзия — Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок. Стихотворения...смотреть целиком
  34. Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году — книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году — «Сестра моя — жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни. Поэт был уверен, что искусство — это и есть реальность, а...смотреть целиком
  35. Своеобразие лирики Б. Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций. Давно знакомые предметы и явления предстают перед нами с неожиданной стороны. Поэтический мир настолько ярок и своеобразен, что нельзя оставаться к нему равнодушным. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника. С первых своих шагов в стихах Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под...смотреть целиком
  36. Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Каждый поэт отличается «лица необщим выраженьем». Б. Пастернак — один из самых самобытных поэтов серебряного века. В чем же своеобразие его лирики? Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе, однако увидена она поэтом настолько своеобычно, что в ряде произведений она предстает абсолютно неузнаваемой: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Время года обозначено четко — «февраль», однако на...смотреть целиком
  37. Цель творчества – самоотдача. Б. Пастернак
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии “серебряного века”, член футуристической группы “Центрифуга”. В начале нашего столетия, особенно в послереволюционныя период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о...смотреть целиком
  38. Услышать будущего зов – Б. Пастернак
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману Доктор Живаго, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но опубликован роман был только за границей. В 1958 г. за него Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. На Родине же Бориса Леонидовича не признавали. В газете Правда была опубликована статья Заславского Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка. Автор статьи утверждал, что Пастернак якобы никогда не был подлинно советским писателем и даже в свое золотое время не числился в мастерах первого класса. Поэта называли...смотреть целиком
  39. Почему мне нравится поэзия Бориса Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Борис Пастернак был интересным человеком во всех отношениях. Интересен он был и внешне и при разговоре. Речь его была неслыханно содержательна, и потому мысль его нередко кружила запутанными витиеватыми ходами с неожиданными ответвлениями. Тогда казалось, что он безнадежно забыл, с чего начал, увлёкшись случайными частностями или попутными находками. Но нет, все ненужные, казалось, –7– объяснения, перескакивания, отступления вдруг обретали своё назначение, и в пространном ветвистом дереве рассуждения обнаруживалась внутренняя стройность, превращавшая плоскую схему ожидавшейся логики в живой объемный организм, существующий по своим не писанным законам. Этот текучий поток речи нёс с собой и...смотреть целиком
  40. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования. Произведения Пастернака неповторимы и самобытны по форме и по содержанию. Поэт устанавливал перед самим собой задачу — поймать неуловимое и показать в стихах расположение духа, состояние его с помощью...смотреть целиком
  41. Музыка стихов Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Я б разбивал стихи как сад… Б.Пастернак Когда Пастернак, сам великолепный музыкант, обращается к теме музыки, особенно к боготворимому им Шопену, то накал его поэзии становится полифоническим: Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его результат, Прямя подсвешники каштанов, На звезды смотрит прошлый век… Казалось бы, совсем несопоставимо: «гремит», «грянув». Но как точно! Дальше — ещё мощнее: В конце ж, как леди, отпрянув И чудом сдерживая прыть, Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть! «Распятье фортепьян» часто присутствует в поэзии Пастернака. Его...смотреть целиком
  42. Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    «Во всём мне хочется дойти До самой сути... ........................................... До оснований, до корней, До сердцевины». Б. Пастернак Тема роли поэта и поэзии в обществе, место поэта в мире имеют в русской лите­ратуре вековую традицию. Хрестоматийный пушкинский «Пророк», призвавший «глаголом жечь сердца людей», определил позицию художника в обществе на много лет. И Б. Пастернак не обошел молчанием эту тему. Уже у раннего Пастернака есть очень нестандартное образное определение творчества: «Февраль. Достать чернил и плакать! ........................................... И...смотреть целиком
  43. Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта - необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов "Сестра моя - жизнь" создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои...смотреть целиком
  44. Цель творчества - самоотдача (по поэзии Бориса Пастернака)
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Борис Пастернак сказал: «Книга — это кубический кусок дымящейся совести». Слова эти могут стать и эпиграфом, и эпилогом всей жизни и творчества поэта. Есть творцы, для которых музыка, поэзия, литература — занятие, но не жизнь. Пастернак относится к тем поэтам, для которых творчество и есть жизнь. Он воплощение, материализация самого духа и сути поэзии, которую не отделял от жизни и не привносил в жизнь. Он просто жил так, как творил, а творил так, как дышал, если вспомнить слова Булата Окуджавы. Пастернак знал, что «поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы увидеть ее и подобрать с земли». Он не искал поэзию в жизни, он знал, что нет...смотреть целиком
  45. О влиянии на Пастернака диккенсовской техники
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    В 1932 году, приехав под Свердловск, Пастернак сравнивал ситуацию, в которую попал, с пребыванием в Берлине. Оба эти положения, как ни странно, напоминают то, в котором оказалась в революционной Франции героиня "Повести..." Люси Манетт, муж которой был арестован. Люси вынуждена была проводить время в напряженном ожидании. И ее состояние могло вспоминаться Пастернаку, когда он описывал свое: "Никогда, даже в берлинское свое сиденье за Диккенсом, я не уходил так далеко от своей природы в совершенно животном и абсолютно пассивном прозябаньи, все время перемежаемом звонками по телефону и хожденьем по всяким ведомствам....смотреть целиком
  46. Хроника жизни и творчества Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    1890, 10 февраля (29 января по ст. ст.) Родился в Москве Б. Пастернак. Отец - художник Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман. 1901, август Поступил во второй класс московской пятой гимназии. 1908, май Окончание гимназии с золотой медалью. Август Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном. 1909, май Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета. 1910....смотреть целиком
  47. Когда строку диктует чувство (По лирике Б. Л. Пастернака.)
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт — Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей. Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого — Шопена. Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект, Прямя подсвешники каштанов, На звезды смотрит прошлый век... Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки,...смотреть целиком
  48. Лирика Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак —сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — описывает поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются существовать там навсегда все эти «залпом», «взахлеб», «навзрыд», «вдребезги» и «наповал». Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей: Ирпень — это память о людях и лете, О воле, о бегстве...смотреть целиком
  49. С начала своего творческого пути...
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта - необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов "Сестра моя - жизнь" создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество...смотреть целиком
  50. Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Б. Пастернак Поэзия часто говорит о себе самой — устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое,...смотреть целиком
  51. Поэзия Пастернака периода войны
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    В “Охранной грамоте” (1930), которая задумывалась как статья о любимом Пастернаком поэте Р. М. Рильке, последняя часть была посвящена Маяковскому и представляла собой некролог поэту. В очерке “Люди и положения” (1956) Пастернак снова возвращается к этой теме. Пастернак высоко ценил “Парижские стихи” Маяковского, из позднего творчества поэта ему нравилась поэма “Во весь голос”. В январе 1930 г. с группой писателей Пастернак побывал в колхозе. Его впечатления от “нечеловеческого горя, страшного бедствия”, переживаемого деревней, были ужасающими. В 1931 г. состоялась дискуссия о политической лирике, в рамках которой...смотреть целиком
  52. Картины и темы книг Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Роман “Доктор Живаго” Пастернак считал главным делом своей жизни. Пережив ожесточенную травлю, он в декабре 1957 г. писал Е.А. Благининой, что, несмотря на испытания, его не покидает радость: “Мне посчастливилось высказаться полностью, и художник оказался и в моем случае незатертым и нерастоптанным”. Пастернак приступил к подготовке книги стихов “Когда разгуляется” (1956-1958) в 1956 г. Поэт собирался включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение “Быть знаменитым некрасиво”. В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался...смотреть целиком
  53. Что такое «стихия» Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Стихия (от греческого stoicheion – первоначально элемент ). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, дерево, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Явления природы проявляющиеся как могущественная, разрушительная сила. В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова: У древнегреческих философов – материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода. Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения). Отсутствие организации,...смотреть целиком
  54. Творческое наследие Пастернака
    Листов: 3Скачано за неделю: 4
    Творческое наследие Пастернака принадлежит к наилучшим достижениям русской литературы XX ст. Как художественная личность он сформировался в атмосфере «серебряного столетия» русской поэзии, унаследовал ее традиции и, приумножив их, передал новому поэтическому поколению — «шестдесятникам», для которых стал образцом не только творческой, а и высокого морального поведения — человека, поэта, личности, которая не сломалась, не уступила своими принципами, не изуродовала свой поэтический дар служением на угождение правящей идеологии. Творчество Пастернака олицетворяет философское направление развития русской поэзии XX ст. Его лирика повернута к основным проблемам бытия человека и мира, к сложным связям...смотреть целиком
  55. Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования. Произведения Пастернака неповторимы и самобытны по форме и по содержанию. Поэт устанавливал перед самим собой задачу — поймать неуловимое и показать в стихах расположение духа, состояние его с помощью...смотреть целиком
  56. Критика о романе Б. Л. Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Герой романа Пастернака «с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывается вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине». Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических «дрожжах» и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние «физической мечты о книге», которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего», владело Пастернаком с первых шагов в...смотреть целиком
  57. Пастернак и революция
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Революционная современность, однако, неоднозначно сказалась на настроениях Б. Пастернака. Первые годы Октябрьской революции с чуждым поэту «агитационноплакатным» уклоном поставили его «вне течений - особняком». Послеоктябрьское время представлялось ему мертвым, его лидеры - искусственными, природой несотворенными созданиями. В 1918 г. им было написано стихотворение «Русская революция», в котором современность ассоциировалась с характерным образным рядом: бунт, «топки полыханье», «чад в котельной», «людская кровь, мозги и пьяный флотский блев». В мертвое время Б. Пастернак обратился к теме живой души. В 1918 г. он написал психологическую повесть...смотреть целиком
  58. Поэтический мир Бориса Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи: Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты...смотреть целиком
  59. Своеобразие и мастерство Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Путь Пастернака-поэта имеет свою логику, вершины полного торжества и трудные, противоречивые моменты. В этой книге сохранена хронологическая канва; анализируя мотивы и поэтику как о том писали критики, а в чрезвычайной, неожиданной» почти сверхъестественной чуткости наблюдения и впечатления. В литературоведческом разборе невозможно воспроизвести этот длительный, как правило, процесс, приходится объяснять стихи, в какой-то мере лишая читателя той радости соучастия в творчестве, которую щедро дарит Пастернак,—приходится, чтобы расшатать представление, будто многие стихи Пастернака вообще не поддаются прочтению. Одно утешение—что Пастернак неисчерпаем, всего не объяснишь и что это лишь этап восприятия: главное—выход...смотреть целиком
  60. Борис Пастернак о поэте и поэзии
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    «Во всём мне хочется дойти До самой сути...» Б. Пастернак Когда читаешь лирику Бориса Пастернака, стихия поэзии захлестывает тебя, как ливень, и тебе передаётся вся полнота ощущения мира, восхищения миром. Поэт кажется неотъемлемой частью Земли, жизни, её голосом — голосом лесов, лугов, птиц. Неслучайно, когда Пастернаку понадобилось дать определение по­эзии, он взял его из окружающей действительности: «Это — круто налившийся свист, Это — щёлканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это — двух Соловьёв поединок». Такое определение — не только метафора, это — поэтическая задача, эстетическое кредо Пастернака. Для Пастернака главное...смотреть целиком
  61. Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начинались травля, репрессии, переставали печатать стихи. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам. На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и единственного сына, она не теряет веры в жизнь. Несмотря на то что с двадцатых годов ее перестают печатать, имя ее становится известным на всю страну. Ее стихи наполнены любовью и грустью. А. Ахматова в своих стихах пишет много про несчастную любовь, про тяжелую женскую долю. Почетное место в ее поэзии...смотреть целиком
  62. «Сестра моя — жизнь» Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Книга “Сестра моя — жизнь” — вторая (после “Поверх барьеров”) книга стихотворений Пастернака. Стихотворения, которые собраны в ней, объединены общей идеей, общими образами. Книга имеет собственную композицию: вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и “ послесловие ”. Интересно, что во многих своих произведениях Пастернак идет от музыки; это особенно характерно для данной книги (и следующей за ней — “Темы и вариации”) и заметно в одновременном присутствии одних и тех же образов в разных стихотворениях (“Девочка” и “Душистою веткою машу-чи...”, “Балашов” и “Давай ронять слова...”), причем в первом образ как бы...смотреть целиком
  63. Жизнь и бессмертие — одно. (Вечные темы в лирике Б.Л.Пастернака.)
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Вот оно, высшее христианство, — даже на распятии понять, что твои палачи — это тоже жертвы, — писал Е.Евтушенко в обширной статье о Пастернаке. Пастернак оказался избранником истории, поставив историю любви выше истории как таковой. Мученикам догмата это показалось контрреволюцией. Им, привыкшим к теории и практике превращения людей лишь в винтики государственной машины, не могла не быть опасно чужда, как разрушительная ересь, апология не государства, а человеческой души. Им не хватило терпимости, драгоценного умения понять, что первоначальные идеалы социализма и заключались в том, что они ставили интересы человека выше интересов государства как машины. Иначе история будет развиваться по Оруэллу....смотреть целиком
  64. Мой любимый поэт Б. Пастернак
    Листов: 2Скачано за неделю: 3
    Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»?! Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, тысячи, тысячи лет… В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, Может, ты-то их, море, и сводишь на нет. Сказанное...смотреть целиком
  65. Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 3
    Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов. Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках, формировавшихся вокруг символистского издательства «Мусагет». Символистские концепции, символистская эстетика определили особенности раннего творчества Пастернака. В 1913...смотреть целиком
  66. Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе
    Листов: 2Скачано за неделю: 3
    Время года обозначено четко — «февраль», однако на описание прихода весны это стихотворение совсем не похоже. И не только потому, что грачей, бросающихся в лужи, представить себе невозможно. Такое впечатление, что поэт говорит главным образом не о природе, но одновременно и о состоянии человека, и о творческом процессе. Ощущение этого единства и создает такие оригинальные образы. Интересно в поэзии Б. Пастернака еще и то, что природа здесь — не объект изображения, а главный герой. Природа у Б. Пастернака в самом прямом смысле этого слова живет своей жизнью, она чувствует и мыслит. Природа — самобытная неповторимая личность, со всеми присущими человеку чертами: И вот ты входишь в березняк, Вы...смотреть целиком
  67. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (Восприятие, истолкование, оценка)
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редко-стным свойством – даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. «Со-три случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», - сказал однажды А. Блок. Пастернак, напротив, принимает мир со всеми его «случайными чертами». Ис-точник его радости – благодарная любовь к самой жизни; он принимает будущее не потому, что оно якобы «светлое», а потому, что это будущее. Такая любовь ко всему живому лежит в основе художественного реализма поэта. По мысли Пас-тернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от...смотреть целиком
  68. Пейзаж в лирике Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Непременный компонент почти всего стихотворчества — пейзаж. Даже Маяковский, с пренебрежением откликнувшийся в собственной автобиографии о природе как вещи "неусовершенствованной", позднее опустился перед ней "стихотворно". Три века русская поэзия была не мыслима вне пейзажа. Различные поэты описывали картины природы, используя их во всевозможных целях, и всякий вложил личное, самобытное содержание в данную тему. Свежей струей вливается в русскую литературу пейзаж в лирике Пастернака. Надо сказать, что немалая доля стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его лирике практически...смотреть целиком
  69. Мир природы и мир человеческой души в поэзии Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Борис Пастернак – великий русский поэт, чье имя по праву стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока. Совершенство поэтической формы, философичность, жизненность и в то же время окрыленность, умение уйти от обыденности – основные черты поэзии Пастернака. Он не только выразил себя в поэзии, но и отразил образ своей эпохи. И поэзия, и проза одинаково были подвластны мастеру, недаром за роман «Доктор Живаго», во многом автобиографический, Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. К несчастью, именно это событие ускорило гибель поэта. Но та эпоха, эпоха гонений на поэтов, осталась в прошлом, забыты имена тех, кто травил великого поэта, а творчество Пастернака живо и по-прежнему поражает...смотреть целиком
  70. Сочинение по лирике Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак -сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — пишет поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все «залпом», «взахлеб», «навзрыд», «вдребезги» и «наповал». Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей: Ирпень — это память о людях и лете, О воле, о бегстве из-под кабалы, О...смотреть целиком
  71. Эстетика и поэтика Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии «серебряного века», член футуристической группы «Центрифуга». В начале нашего столетия, особенно в послереволюционный период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о...смотреть целиком
  72. Воинский подвиг в военной лирике Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    В Великую Отечественную войну Россия переживает тяжкие испытания и побеждает зло. Военные сюжеты трактовались поэтом, по сути, в христианском ключе. Война – конфликт «душегубов» и «русской судьбы безбрежной». Захватчики виновны перед родиной поэта в новозаветном грехе, они повторили преступление Ирода в Вифлееме: «Детей разбуженных испуг Вовеки не простится», «Мученья маленьких калек Не смогут позабыться» («Страшная сказка»); «И мы всегда припоминали Подобранную в поле девочку, Которой тешились канальи» («Преследование»). В стихах о войне звучит тема грядущего наказания за насилие над детьми: враг «поплатится», ему «зачтется», ему «не простится», «должны...смотреть целиком
  73. Фрагменты Бориса Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    В 1922 году вышел сборник стихов “Сестра моя – жизнь”. А написан он главным образом в 1917–м, в начале, революционной поры. “Лето 1917 года” – таков его подзаголовок. Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и выдвинула его в число знаменитых русских поэтов послереволюционной поры. Самим Пастернаком воспринимались как утверждение своей собственной творческой поэзии. Он так писал об этом сборнике своих стихотворений: ”…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали”. Летом 1917 года Пастернак, “ по личному поводу, ездил и воочию наблюдал...смотреть целиком
  74. Тематический элемент поэзии Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Как поэт, Пастернак формировался под перекрестным влиянием символистов и футуристов. Формально он соотносил себя с группой умеренных футуристов «Центрифуги», в 20-х гг. входил даже в Лиф (Левый фронт Искусств), т.е. наиболее радикальное и агрессивное крыло пролетарской литературы, но фактически не принадлежал ни к тем, ни к другим. С футуристами, а потом и с лифовцами, поэта связывала лишь общая ориентированность на поиски нового поэтического языка, а также личная дружба с В.Маяковским и М. Асеевым, которые входили в эти группировки. Первые поэтические сборники «Близнец в тучах» (1914) и «Этаж барьеров» (1917) были ученическими. В них еще четко прослеживается...смотреть целиком
  75. Феномен поэтического творчества Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    В книге «Сестра моя – жизнь» как смысл бессмертия представлено творчество М. Лермонтова. Ему и посвящена книга. Всю жизнь Б. Пастернак надеялся раскрыть тайну лермонтовской сущности; сам он полагал, что ему это удалось сделать в романе «Доктор Живаго». Демон («Памяти Демона») – образ бессмертного творческого духа Лермонтова: он вечен, потому и «Клялся льдами вершин: «Спи, подруга, лавиной вернуся». В лирике Б. Пастернака лета 1917 г. не было ощущения беды, в ней звучала вера в бесконечность и абсолютность бытия: В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: Какое, милые, у нас Тысячелетье...смотреть целиком
  76. Второе рождение Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Во время создания стихотворений, вошедших во "Второе рождение", интерес Пастернака к морфологическим построениям Шпенглера мог сочетаться с интересом к "Морфологии сказки" В. Я. Проппа, вышедшей в 1928 году. В свою очередь на морфологический подход Шпенглера и Проппа сильнейшее влияние оказали идеи И. В. Гете, на что оба прямо указывали в своих книгах. Возможно, именно эти мощные влияния (в ряду других факторов) помешали Пастернаку завершить работу над прозой 30-х, которая не в полной мере соответствовала его находившимся в процессе становления представлениям об актуальности прозы и ее художественном соответствии...смотреть целиком
  77. "Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Пастернака)
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и флейт – Фигаро Низвергается градом на грядку… Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к "оригинальности поневоле", Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу "Близнец в тучах", искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: "Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал". Человек...смотреть целиком
  78. Борис Леонидович Пастернак — поэт, прозаик, переводчик, теоретик литературы
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Пастернака неоднократно обвиняли в эстетстве, в излишнем увлечении формой в ущерб содержанию. Но это были необоснованные обвинения. Пастернак никогда не был формалистом, никогда не шел от формы в ущерб содержанию. Мне снилась осень в полусвете стекол, Друзья и ты в их шутовской гурьбе, И, как с небес добывший крови сокол, Спускалось сердце на руку к тебе. Но время шло, и старилось, и глохло, И поволокой рамы серебря, Заря из сада обдавала стекла Кровавыми следами сентября. В стихах Пастернака много пространства, света, контрастных цветов. Эпоха была яркая, бескомпромиссная, она рождала стихи под стать себе. Не поправить дня усильями...смотреть целиком
  79. Философская насыщенность лирики Б. Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях. Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он — поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака — «живая жизнь». Она — мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение: Казалось альфой и омегой, — Мы с жизнью на один покрой: И круглый...смотреть целиком
  80. Художественный разбор стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Не спи, не спи, художник,Не предавайся сну.Ты — вечности заложникУ времени в плену.Б. Пастернак Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение "Быть знаменитым некрасиво" написано признанным мастером в период его "последних песен". Оно передает...смотреть целиком
  81. Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, изредка незаботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый экстаз жизни. Его ошеломляет хаос: запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках приподнято брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе. Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное...смотреть целиком
  82. Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (Первый вариант)
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Рассказывать о стихах прозой не так просто, лучше дать слово самому поэту, добавив несколько своих строчек. Он был сыном художника и пианистки, учеником композитора, но стал поэтом. Многие сборники Пастернака начинались со стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд... Нет ли здесь признания, что сочинение стихов чем-то сродни той эмоциональной реакции, с которой мы, если только нам рассказывают правду, появляемся на свет? Есть у Пастернака и другая метафора о сотворении стиха: О если б знать, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью убивают: Нахлынут горлом и убьют... Итак, от рождения до внезапной...смотреть целиком
  83. Лирика Б. Л. Пастернака
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году,...смотреть целиком
  84. Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    У каждого поэта есть сфера ему особо близкая, где он осознает себя творчески наиболее свободным и полноценным. Поиск прямого контакта с социальной современностью открыто закреплен в тематике и проблематике лирики Бориса Пастернака позднего периода. Поэт исходит из очевидных, наличных ценностей жизни, которые могут показаться кому-то малозначительными, но которые тем не менее оправдывают и укрепляют все бытие. Именно с ними особенно тесно связана центральная тема двух последних циклов Пастернака - «Стихотворений Юрия Живаго» и «Когда разгуляется» - тема призвания. Звуча как творческий самоотчет, она одновременно много шире, так как концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений...смотреть целиком
  85. Язык поэзии (по творчеству Бориса Пастернака)
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Борис Леонидович Пастернак прожил длинную творческую жизнь. Когда произошла Октябрьская революция, он уже был сформировавшимся поэтом, автором книг стихов «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя - жизнь». Его творческая биография простерлась до 1960 года. По сути, он жил и творил в нескольких эпохах. Естественно, его поэтический язык был зависим от времени и все исторические перемены сказались на форме стихов Пастернака, да и не только на форме. По литературному наследию поэта можно проследить, как менялся в духовном плане его лирический герой. Отношение поэта к новой жизни хорошо видно по тому, как написана «Сестра моя — жизнь» и...смотреть целиком
  86. Творчество Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу “привлечь к себе любовь пространства”, – то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством. Есть что-то общее между творчеством его отца – замечательного русского живописца Леонида Пастернака и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – в концертах, в гостях, дома, на улице, – делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак, делал то же самое в поэзии –...смотреть целиком
  87. Пейзаж в лирике Б. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Непременный компонент почти всего стихотворчества — пейзаж. Даже Маяковский, с пренебрежением откликнувшийся в собственной автобиографии о природе как вещи "неусовершенствованной", позднее опустился перед ней "стихотворно". Три века русская поэзия была не мыслима вне пейзажа. Различные поэты описывали картины природы, используя их во всевозможных целях, и всякий вложил личное, самобытное содержание в данную тему. Свежей струей вливается в русскую литературу пейзаж в лирике Пастернака. Надо сказать, что немалая доля стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его лирике...смотреть целиком
  88. Особенность философской мысли Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой «образ мира, в слове явленный». Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник – человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам. Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире,...смотреть целиком
  89. О творчестве Б. Л. Пастернака
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга «Близнец в тучах». Ранний Пастернак восприни­мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо­циативном сближении явлений. Художник не выдумывает обра­зы, он черпает их повсюду — в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение «Мар­бург». Гениальные строки стали эталоном поэтического призна­ния в любви: В тот день всю тебя от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал. Любовный...смотреть целиком