В 1987 г., через двадцать семь лет после смерти, Пастернак был восстановлен в Союзе писателей. Роман “Доктор Живаго” вышел в 1988 г. в “Новом мире” миллионным тиражом. Представил его читателям Д. С. Лихачев. Далеко не все восприняли его появление положительно. Критики Д. Урнов и П. Горелов выступили со статьями, оценивающими и роман, и автора в грубом, оскорбительном тоне.

“Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955). В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение “Гамлет” соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи:

Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.

В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения “Объяснение”, “Осень”, “Свидание” были посвящены Ольге Ивинской. О ней Пастернак писал в августе 1949 г.: “У меня была одна новая большая привязанность, но так как моя жизнь с Зиной настоящая, мне рано или поздно надо было первою пожертвовать…” По воспоминаниям О. Ивинской, она познакомилась с Пастернаком в 1946 г., когда начала работать в редакции журнала “Новый мир”. Ситуация, возникшая в личной жизни поэта, приобрела драматический характер: в 1949 г. О. Ивинская была арестована. Пастернак считал виновным в этом себя, хотя причина ареста была формально другой. Стихотворения, написанные в ноябре-декабре 1949 г., окрашены трагически:

Ты – благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу.

Стихотворение “Свидание” напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Живаго и Лары: Ивинская была одной из женщин, послуживших прототипами образа Лары.

В стихотворении “Август” отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно имеет и конкретно-биографическое содержание: в октябре 1952 г. Пастернак оказался в больнице с тяжелым инфарктом, испытал состояние непосредственной близости смерти и чудо возвращения к жизни. Он “связывал воедино испытанное в детстве чудесное спасение 6 августа 1903 года, когда упал с лошади и остался жив, с чувством неотвратимого конца, пережитым в больнице…”

Стихотворение “Распутица” связано с эпизодом возвращения Юрия Андреевича из Юрятина домой. Описание работы Юрия Живаго над легендой о Егории Храбром содержится в стихотворении “Сказка”. Стихотворение “Зимняя ночь” прямо перекликается с эпизодами жизни Юрия Живаго и Лары в Варыкино. “Разлука” напоминает о переживаниях героя после отъезда Лары. В то же время стихотворения впитали в себя то, что было пережито автором во время ареста О. В. Ивинской в 1949 г.

Стихи “Рождественская звезда”, “Зимняя ночь”, “Магдалина” разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Поэт, обращаясь к евангельской теме, использовал опыт высоко ценимого им Р. М. Рильке. “Магдалина” Пастернака перекликается с “Гефсиманским садом” и “Пиетой” Рильке и служит выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго.

Главное в характере соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” было замечено одним из его первых читателей – В. Т. Шаламовым: “Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – “голос автора”. На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, – равноправные герои.

Проблематика и поэтика романа. Роман “Доктор Живаго” не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа “Доктор Живаго” – судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: “Шли и шли и пели “Вечную память”…” Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ “рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование”, в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме “Двенадцать”, цикле рассказов “Конармия” и романе “Белая гвардия” была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны.