В центре произведений А. Платонова — уездная полудеревенская Россия, взвихренная революцией. Герой, существующий на «проселках революции», — обыкновенный русский человек. Все герои А. Платонова — мастеровые, машинисты, крестьяне—во многом похожи друг на друга. Все они странники, скитальцы, правдоискатели. Например, Пухов, герой повести «Сокровенный человек», человек с открытым сердцем, ездит со своим снегоочистителем по Воронежской земле для восстановления движения поездов. Он очень наблюдателен, во всем сомневается, пытаясь доискаться до смысла происходящего.
«Сокровенность» для А. Платонова — значит оригинальность, цельность, самостоятельность. Эти качества героя могут и шокировать: он «не одарен чувствительностью: он на гробе жены колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки. «Естество свое берет!» — заключил Пухов по этому вопросу». Герой отстаивает свое право на естественность, на то, чтобы быть таким, каков он есть на своем скромном месте в жизни.
И главные герои повестей «Усомнившийся Макар» и «Котлован» — Макар Ганушкин и Вощев — выделяются «среди прочих трудящихся масс» именно тем, что это люди думающие, сомневающиеся, мучительно ищущие ответы на вопросы, которые в 30-е годы обсуждать не полагается. Так, Лев Чумовой говорит Макару: «Ты не человек, ты — единоличник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!» То же самое о Вощеве: «В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего роста темпа труда» .’Оказывается, человек, думающий самостоятельно, не нужен в социализме, здесь нужны только исполнители: «Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты мог бы проработать в клубе или в красном уголке» («Котлован»).
И в поздних рассказах А. Платонова («Фро», «Возвращение») герои странствуют, но уже в поисках любви и самих себя. Эти странствия заставляют их совершать поступки, выходящие за пределы обыденного понятия нормы. В рассказе «Фро» муж главной героини, инженер, уезжает в командировку на Дальний Восток. Фро не может жить без него и посылает ему телеграмму о своей смертельной болезни, принуждая мужа вернуться. В «Возвращении» главного героя, фронтовика Иванова заставляют вернуться в семью его собственные дети, хотя он сам уже готов уйти навсегда. Платоновские герои обретают дом только в результате мучительного духовного поиска, и это обретение становится возвращением к самому себе, к своим истокам.
Своеобразие характера героев А. Платонова связано и с особым, затрудненным процессом высказывания. Мыслям героя очень трудно найти выражение в речи. Платоновские герои — люди «косноязычные и немощные». В повести «Котлован», когда один из рабочих хочет поинтересоваться у Вощева, что он делает в их бараке, то этот простой вопрос приобретает такую сложную форму: «Ты зачем здесь ходишь и существуешь?»
Всю жизнь А. Платонов пытался разорвать цепь бессмыслицы, бездушия, эгоизма, разобщения, сковывающую порывы человеческой души. Его герои пытались победить несовершенство мира, уверенные в том, что «лишь с подвига и выполнения своего долга перед народом начинается человек». Для нас, современных читателей, А. Платонов продолжает гуманистические традиции русской классики.