«Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова — это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, «что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов». Действия в этом романе происходят в 1919— 1921 гг., однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но картина этого «рая на земле» довольно непривлекательная.
Люди в этом городе практически ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», а также работа объявлена «пережитком жадности и эксплуатации» и отменена, «За всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». Однако практически каждую субботу местное население в городе «трудилось», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигая дома.
Зажиточных людей истребили всех до одного, назвав их «остаточной сволочью». «Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа». На освободившееся место Прошка привозит убогий люд, который ожил в гнездах истребленной «остаточной сволочи», а также потребовал женщин — «товарищей особого устройства».
Изображая в «Чевенгуре» поселение коммунизма, автор дает страшную картину вымирания города, показывает смерть массы людей, охваченных безумством перемены всего, включая семью, традиции, веру. Народ в этом романе ждет коммунизма, очищенного от человеческих слабостей, где не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает, кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом коллективе. Описанные Платоновым картины очень напоминают события, происходившие во время коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян.
Один из главных персонажей романа Саша Дванов является положительным героем. Его усыновил Захар Павлович, пришелец. Прошка Дванов является сводным братом Саши, это мерзавец и подлец» главный «теоретик» в коммуне. Степан Копенкин — командир полевых большевиков. Его лошадь звали Пролетарской силою, а возлюбленную — Роза Люксембург. Еще один из центральных персонажей — Чепурный, председатель ревкома в Чевенгуре.
Все эти герои мечтают об идеальном социалистическом обществе. В «Чевенгуре» мы видим именно «социалистическое общество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Это общество состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурный, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и высшим судьей. Поэтому писатель задается вопросом о возможности создания новой жизни людей при новом строе, о том, нравственна ли революция и приемлем ли коммунизм, для построения которого она совершена.
Так, в романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным. Теоретически расстрел буржуев был обоснован «вторым пришествием», когда началась расправа над ними. Людей убивают без суда и следствия. И когда на «одиночное убийство» человека товарищем Пиюсей секретарь ЦИКа Прокофий с возмущением произнес следующие слова: «коммунисты сзади не убивают», — он услышал в ответ, что коммунистам «нужен коммунизм, а не офицерское геройство!». Платонов возражает против таких утверждений, он хочет показать, что цель не может оправдывать средства, нельзя построить всеобщее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни. Лишение человека жизни является большим злодеянием, преступлением против нравственности, неискупаемым грехом.
В романе «Чевенгур» писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное — это все то, что естественно, искренно и исходит из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями — это и есть противоречие, глумление над человечеством. Город Чевенгур получился трагическим и жалким, печальным и смешным.
Саша не хочет жить после того, как понимает, почему Чепурной и большевики так хотят построить коммунизм. Он осознал, что в этом случае не будет больше никакого развития и не будет никакой истории. Копенкин о сложившимся положении вещей говорит: «Тут зараза, а не коммунизм». Он арестовывает Чепурнова из-за того, что тот бедный народ «коммунизмом не обеспечил», и запирает его в алтарь. В это время на Чевенгур налетают кадеты и убивают всех жителей. В живых остается только Прошка. На такой трагической ноте заканчивается жизнь и построение «коммунизма» в фантастическом городе Чевенгуре.
Роман «Чевенгур» — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как «ремонт» всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла — все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, возвышали или умаляли в его глазах значение человеческой личности. Мысль писателя начинала блуждать, затуманиваться, «пропадать» во всевозможных запутанных комбинациях. В финале главный герой Александр Дванов возвращается после гибели Чевенгура на родину, к месту смерти отца, в «поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти».
В «Чевенгуре» отчетливо просматривается Новохоперск, где находился сам Платонов в 1919 году. Очень точно, жизнеподобно воссоздан провинциальный рынок времен нэпа. Эпизоды антоновского мятежа, вызванного продразверсткой, на Тамбовщине: «Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг — о судьбах страны, о настоящем и будущем общества».
Герои «Чевенгура» — политики с утопическим, мифологическим взглядом на мир: они любят анархистов, уничтожают «буржуев», но им присуща какая-то надисторическая, почти религиозная одержимость утопией.
Чевенгур — веча гул (летописное известие 1097 года). Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, мудрецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. О настоящем и будущем страны говорят и думают все: крестьянин из слободы Петропавловки, ехидничающей над Сашей; скучающий от бедности Поганкин и даже дети, которые за годы голода постарели и думают, как большие.
Площадь — это гул, многоголосие, множественность самостоятельных, подменно неслиянных и полноценных голосов и сознаний! Это она главное место, где развиваются главные события, оказывающие большое влияние на чевенгурцев. У Платонова говорят и спорят не только персонажи. Во взаимном противостоянии находятся отдельные элементы сюжетного развертывания: факты по-разному разгады-ваются, психология героев оказывается противоречивой, роман диалогичен. Целое «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат композиционно выраженные диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечевого начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено юродство русской души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, великое и ничтожное, развернута система карнавальных снижений и приземлений.
В этом романе есть еще один главный герой — Симон Сероинов, революционер, в нем сталкиваются две противоположные идеи: любовь к людям и одновременно презрение к ним. Персонажи Платонова вечно движутся, останавливаются, возвращаются и снова пускаются в путь. Исторические границы романа «Чевенгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.