Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался «не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли».
Философский аспект творчества Платонова открывается в его повести «Котлован». Благодаря этому произведению, Платонов вошел в русскую литературу как удивительный мастер социально-философских, гуманистических «утопий-предупреждений», сложных «фантазий-тревог».
В центре повести «Котлован» стоят размышления писателя о революции, о построении новой жизни в стране и о людях, «строящих коммунизм». В произведении много героев, каждый из которых представляет собой определенный «тип». Платонов соорудил своеобразную этическую лестницу, расставив на ее разные ступени незрелых правдоискателей, страстных энтузиастов пролетарского Рая, в которых идея находилась в окружении их же невежества и навыков рабства. Но эти герои все равно стоят выше тех чистеньких, беспочвенных чиновников, у которых «идея» чиста, гола и уныла. Все герои Платонова не замечали, что, в пафосе бесконечной борьбы за «идею», они строили, в сущности, райское будущее не для людей, а без людей.
Главный герой повести – Вощев, человек размышляющий, ищущий смысл жизни. Его уволили с работы «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда». И он пошёл странствовать, попросился на ночёвку к рабочим, строившим котлован для нового здания, да так с ними и остался. В новых людях, встреченных Вощевым, – Сафронове, Чиклине, Жачеве – герой не видит стремление познать смысл жизни. Он видит лишь их изможденность, муки и тоску, которые их терзают. Все эти люди – всего лишь рабочая сила, как пушечное мясо на войне, – без истории и без лица, не имеющее ничего. Герои полны веры в социализм, пока ничем не оправданной, но и их вера начинает шататься: «так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!»
Платонов не видит будущего у социализма, само название его повести символично: «котлован» – это яма для фундамента нового здания, «общепролетарского дома». В финале произведения здание так и не начнут строить. Это значит, что и коммунизма люди не построят, а если и построят, то он будет основываться на костях множества людей. Символично, что в котловане похоронена девочка Настя – олицетворение светлого будущего страны. Девочка погибает, не выдержав испытаний на пути к «счастливой жизни».
Как известно, дети у Платонова – символ будущего. «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира», – говорил писатель. В повести описывается пионерский отряд – воспитанные в социализме дети. Измождённые, некрасивые, «с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки». Обречённость – вот главное слово в «Котловане». Но разве можно обреченно идти к счастью?
Ещё одна вера Платонова – вера в вечное счастье. Счастье – это планетарная, а потому анонимная сила, оно всегда избирательно, человечно, его нельзя соорудить. Приглушённые варианты мечтаний о личном, индивидуальном счастье буквально вырываются в «Котловане» наружу. Для Жачева – инвалида, то появляющегося, то исчезающего из повести, идеальное существование – это полное отсутствие движения. Для Сафронова – ярого сторонника социализма – счастьем является непрерывная деятельность, для Чиклина и Прушевского – созерцание красоты. Но никто из героев не достигает «своего» счастья, а разве можно из несчастных людей создать счастливое общество будущего?
Таким образом, главной темой многопрофильной утопической повести Платонова является размышление о строящемся, но очень шатком «социалистическом рае». Писатель оказывается пророком, он предупреждает читателей о том, что не сбудутся мечты «главного человека» и у коммунизма не будет будущего.