Герои повести «Котлован» верят, что, построив «единый общепролетарский дом», они заживут прекрасное  жизнью. Изнурительная, выматывающая силы работа —  это рытье котлована, котлована под «единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас  живут люди дворовым огороженным способом». Это дом-  мечта, дом-символ. Рухнув на пол после трудового дня,  люди спят вповалку, «как мертвые». Вощев (один из главных героев повести) «всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека.
Но спящий лежал замертво, глубоко и  печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и  не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось  живым только сердце, берегущее человека». 
Рабочие верят в «наступление жизни после постройки  больших домов». Поэтому так без остатка отдают себя  работе, высасывающей соки из тела. Ради будущей жизни  можно потерпеть и пострадать. Каждое предыдущее поколение терпело в надежде, что последующее будет жить  достойно.
Поэтому отказываются люди закончить работу в  субботу: хотят приблизить новую жизнь. «До вечера долго...  чего жизни зря пропадать, лучше сделаем вещь. Мы ведь  не животные, мы можем жить ради энтузиазма».  С появлением девочки Насти рытье котлована вроде  бы обретает какую-то определенность, осмысленность. 
Настя — первый житель дома-мечты, еще не построенного  дома-символа. Но Настя умирает от одиночества, неприкаянности, от отсутствия тепла. Взрослые люди, которые  видели в ней источник своей жизни, не почувствовали,  «насколько окружающий мир должен быть нежен ..., чтобы  она была жива». Строительство дома-мечты оказалось не-  соотнесенным с жизнью конкретного человека, ради которого, для которого будто бы все свершалось.  Умерла Настя, и потускнел свет, блеснувший вдали.
 «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком,  и он уже не знал, где же теперь будет коммунизм в свете,  если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном  впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и  истина всемирного происхождения, если нет маленького,  верного человека, в котором истина стала бы радостью и  движением?»  Платонов считал, что чужую беду надо переживать так  же, как свою личную, помня об одном: «Человечество —  одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все. Долой  человечество — пыль, да здравствует человечество — организм... Будем человечеством, а не человеком действительности». 
Много лет спустя Э.Хемингуэй, восхищавшийся рассказом Платонова «Третий сын», отыщет эпиграф к роману  «По ком звонит колокол» в стихах английского поэта XVII  века Джона Донна, говорящих о единстве человечества  перед лицом горя и смерти: «Нет человека, который был  бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть  материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа... Смерть каждого человека  умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством; а потому  не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит  по тебе». 
Можно только удивляться и глубокому созвучию гуманистических мотивов, и почти прямому совпадению строк:  «смерть каждого человека умаляет и меня» и «умирает  один — мертвеют все...» Поистине к Андрею Платонову с  полным правом можно отнести слова об истинном художнике: