Андрей Платонов
«Котлован» Автор: Платонов А.П. Первая публикация: 1987 Другие сочинения по произведению Котлован Платонова
|
Cочинение «Истина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован»)»В литературе ХХ века заметно усилилась тенденция к трансформации таких традиционных изобразительных средств, как ирония, сарказм и гротеск. Ирония, которая до сих пор понималась как насмешка, позволяющая занять отчужденную позицию, подлую по отношению к миру, приобретает характер протеста. Ироническое отношение к миру обозначает теперь тотальное неприятие мира, как хаотического, устрашающего, враждебного. Высшая форма иронии — сарказм (злая насмешка) все чаще заменяет собственно иронию — как адекватный ответ на ужасы современного мира. Художественная трансформация жизненных форм, приводящих к уродливой несообразности, к сочетанию несочетаемого, которую принято называть гротеском, — прием, чрезвычайно распространенный в искусстве ХХ века. Но в современной литературе гротеск утрачивает жизнерадостность, принимая устрашающие формы. Все это в высшей степени характерно для прозы Андрея Платонова. Повесть оставляет необычное, странное впечатление, какое-то ощущение грусти, хотя в ней многое вызывает желание смеяться, но это похоже на гоголевский смех сквозь слезы. Писатель изобразил те негативные, страшные явления современной ему жизни, которые были вызваны ускоренной индустриализацией и сплошной коллективизацией. На фоне всеобщего подъема и ликования его сердце сжимается от ощущения предстоящих социальных катастроф. Обезличивание человека, принудительность труда, борьба с «задумчивостью», а по сути с самостоятельностью мышления, насаждение единомыслия — в этом он увидел «знаки беды», забил тревогу. Название повести символично. Во-первых, рабочие действительно заняты рытьем котлована под строительство не обычного здания, а общепролетарского дома-мечты, возведение которого связывается с достижениями прекрасного, устроенного в быту и высоконравственного будущего. С другой стороны, котлован — это символ основы будущего общества, такого, каким его представляли себе люди 30-х годов. Но главное — в этом названии отражается платоновское видение всего происходящего. Котлован — это символический образ захоронения, где погребены чаяния и надежды людей, «осуществляемые» сталинскими методами построения социализма, где, как хотелось бы Платонову и нам, читателям его романа, навсегда бесследно исчез бы сталинизм. На первый взгляд, содержание повести несложное. Но из-за своеобразия стиля, языка произведения не так просто понять, что хочет сказать автор. Рабочий Вощев в день своего тридцатилетия уволен с механического завода «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Это первая фраза. Сначала мы как бы «спотыкаемся» об нее, но прочитав дальше, осознаем, что Вощев здоров, дело в другом. Мы понимаем, что попали в плен платоновских иносказаний и слова «задумчивость в нем среди общего темпа труда» значат лишь то, что Вощев ищет смысл жизни: «…он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться». Судьба приводит Вощева в барак, где спящие люди «были худы, как умершие… каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце берегущего человека».
|