Первое стихотворение Полежаева: \"Непостоянство\" появилось в \"Вестнике Европы\" (1825). Университетское начальство поручило Полежаеву написать к торжественному акту 12 января 1826 г. оду: \"В память благотворений Александра I Императорскому Московскому университету\", а на выпускном акте, в том же году, Полежаев прочел свое стихотворение \"Гений\".

К тому времени относится сатирическая поэма Полежаева: \"Иман-Козел\", вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве. Другая сатирическая поэма Полежаева, \"Сашка\", в которой изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь. Поэма ходила по рукам в списках и попала в руки к начальству, которое, обратив внимание на несколько стихов с неуважительными отзывами по вопросам религиозным и с указанием на неудовлетворительность общественных условий России, дало ход делу.

Шуточная поэма очутилась в руках императора Николая Павловича , прибывшего в Москву на коронацию. Император приказал привести к себе Полежаева, который в его присутствии должен был прочесть свою поэму. По окончании чтения государь, обращаясь к министру народного просвещения князю Ливену , сказал: \"Я положу предел этому разврату; это все еще следы, последние остатки\" (то есть брожения, приведшие к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв, что Полежаев \"поведения превосходнейшего\", государь сказал: \"Этот отзыв тебя спас, но наказать тебя надобно для примера другим. Я тебе даю военною службой средство очиститься... от тебя зависит твоя судьба, если я забуду, то можешь мне писать\"; с этими словами государь поцеловал Полежаева в лоб, отпустил его.

Полежаев не мог примирится с крайне тяжелым положением унтер-офицера из \"политических преступников\"; пользуясь дарованным ему правом писать к государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его участи.
Сообразив, однако, все значение своего поступка, Полежаев вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд и приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчен, и Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги.

Всеми покинутый Полежаев пришел в отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый год, имея в перспективе прогнание сквозь строй, но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В 1829 г. полк, в котором служил Полежаев, был отправлен на Кавказ. Полежаев принимал участие в целом ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться офицерского чина. Начальство не пожелало, однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в прапорщики.

Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, Полежаев излил свои чувства в \"Песне пленного ирокезца\" и в стихотворении \"Осужденный\". В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении \"Арестант\" Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста. Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился со своею судьбой.

Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность (\"У меня-ль молодца\", \"Баю-баюшки-баю\" и другие). В общем, произведения Полежаева весьма неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте. Вполне оригинален и стих Полежаева: это - не подражание пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову , также к Кольцову . В свое время прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная \"Песнь погибающего пловца\", писанная двустопными хореями с рифмами. Собрания сочинений Полежаева издавались в 1832, 1859, 1889 (под редакцией П.А. Ефремова ) и 1892 годах (под редакцией А.И. Введенского ). См. статью Ефремова (в \"Пантеоне литературы\", 1888, № 2), Пыпина (в \"Вестнике Европы\", 1889, № 3) и Якушкина (в \"Вестнике Европы\", 1897, № 6).

Похожие сочинения

  1. Стихотворения и поэмы Александра Ивановича Полежаева (1804-1838)  Новое!
    В 1832 г. появились две книжки молодого поэта, обратившие на себя внимание новизной содержания и проникшими в общество сведениями о печальной судьбе автора. Это были «Стихотворения» А. И. Полежаева и две его поэмы: «Эрпели» и «Чир-Юрт». В следующем году...смотреть целиком
  2. Идейное содержание поэзии Александра Ивановича Полежаева  Новое!
    Во второй половине 20-х годов главную роль продолжает играть поэзия; развивается творчество поэтов, близких к Пушкину; появляются и новые имена. Александр Иванович Полежаев (1804-1838). Полежаев был видным поэтом демократического направления. Трагично...смотреть целиком