Среди дворянских персонажей романа выделяется образ Дубровского. Он оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский – бунтарь. Образ бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма, встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с его романтических поэм. В «Дубровском» ОН приобретает конкретное социальное содержание. Дворянина-бунтаря Пушкин связывает в романе с бунтарскими настроениями крепостного крестьянства. Однако поэт не делает своего героя пождем крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства Дубровского. Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским, Дубровский покидает своих, товарищей, заявляя им: «Вы все мошенники». В Крепостной массе он остается чужим.

Новое поколение провинциальной поместной аристократии представлено образом «европейца» Верейского, у которого внешняя культурность, лоск сочетаются с феодальными нравами: он добивается брака с девушкой, любящей другого. Изображая Верейского, Пушкин продолжал начатую им в романе «Граф Нулин» критику нравственного облика дворянского аристократического об щества. Сатирическими красками в романе обрисовано «чернил мое племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крепостным крестьянам не меньше, чем Троекуров. Без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа картина помещичьей провинции начала XIX в. была бы неполной.

Пушкин раскрывает в романе судьбу родовитого, но обедневшего дворянства, к которому по рождению принадлежал он сам.

Особенной остроты роман Пушкина достигает в изображении настроений крепостных крестьян. Пушкин не идеализирует крестьянство. Он показывает, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что феодальные нравы развратили некоторых дворовых, становившихся холопами. Входят и роман и образы крепостных крестьян, враждебно настроенных против помещиков. Такова фигура кузнеца Архипа. Он выступает не только против исправника. Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. На просьбу раз жалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: «Как не так». После расправы он заявляет: «Теперь все ладно». Крепостнический гнет, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать – таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству. «Дубровский» предваряет «Капитанскую дочку».

В 1832 г. Пушкин начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. В основу сюжета «Дубровского» положен сообщенный Пушкину его другом П. В. Нащокиным эпизод из жизни «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге».

Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам XIX в. «Дубровский» замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени. «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью»,- заметил еще Белинский. Троекуров – богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству, с презрением относящийся к окружающим его мелкопоместным дворянам, изображенным в романе с тонким юмором. Исторически Троекуров – типичное порождение феодально-крепостнической действительности екатерининского времени. Его карьера и богатство начались с переворота 1762 г., приведшего Екатерину II к власти. Противопоставляя богатому Троекурову бедного, но гордого старика Дубровского,

Похожие сочинения

  1. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский
    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — произведе­ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото­рого незаконно было отнято имение. Проникшись со­страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис­торию,...смотреть целиком
  2. Как Дубровский стал Дефоржем
    Глава XII содержит очень важные события: Дубровский открывается Марье Кириловне и покидает дом Троекуровых. Его преследуют по доносу Спицына. Ученики найдут в тексте слова Дубровского, объясняющие Маше причину его появления в доме Троекурова под именем...смотреть целиком
  3. Характеристика Дубровского
    А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который...смотреть целиком
  4. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский")  Новое!
    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — произведе­ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото­рого незаконно было отнято имение. Проникшись со­страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис­торию,...смотреть целиком
  5. Что есть подлость и честь
    Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына. Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский...смотреть целиком
  6. Владимир Дубровский в кистеневской роще
    Учащиеся работают над эпизодом «Владимир Дубровский в кистеневской роще». Перечитаем отрывок: Владимир «углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали...смотреть целиком
  7. «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья
    «Дубровский» (1832 —1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке») обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства,...смотреть целиком