План к теме:
1. Кто такой Шабашкин.
2. Его внешность.
3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением.
Почему он не отказался от участия в этом неправом деле.
5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова.
6. Как вели себя на суде Шабашкин и все судейские чиновники по отношению к Троекурову и Андрею Гавриловичу. Чем это можно объяснить.
7. При каких обстоятельствах Шабашкин встретился с Владимиром Дубровским. Как держал себя Шабашкин. Как и почему изменилось его поведение.
8. Как относится Пушкин к Шабашкину.

Обсуждая с детьми вопрос, какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских, учитель подведет детей к выводу, что Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику. Просматривая вместе с учителем текст, дети проследят, как поступал и что говорил Шабашкин, когда беседовал с Троекуровым (глава I, глава IV) и когда приехал вместе с другими приказными вводить Троекурова во владение Кистеневкой (глава III). Внимание школьников обращается на его внешность, поведение: если к Троекурову он приближался с бесконечными поклонами и благоговением, то перед кистеневскими крестьянами и Дубровским он «стоял под-бочась и гордо взирал около себя». Когда «толпа двинулась», Шабашкин и другие члены суда «поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь». После же речи молодого Дубровского «Шабашкин тихонько отпер дверь, вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление».

— Почему именно так ведет себя Шабашкин? — опрашивает преподаватель. Учащиеся говорят, что Шабашкин боялся Троекурова. Услужить богатому и знатному человеку было, с точки зрения Шабашкина, выгодно, а Дубровский не мог ничем быть полезным судейскому чиновнику, с ним можно было не считаться.
— Что же можно сказать о Шабашкине, что за человек он был?
В процессе беседы дети приходят к таким выводам:
— Шабашкина можно назвать продажной душой. Хотя он и был помощником судьи, он поступал не по законам и не посправедливости, служил только тем, кого боялся, от кого зависел, кто мог хорошо заплатить за услугу.
— Шабашкин не умеет уважать людей, он не жалеет старого Дубровского.
— Он трус. Храбрится и грубит Владимиру Дубровскому, когда чувствует себя в безопасности, а когда дворовые Дубровского хотели взять всех приказных, Шабашкин сейчас же спрятался и дверь запер.
— Потом он вышел и стал кланяться и благодарить Владимира за то, что тот заступился за них.

Анализируя текст, они уяснят, какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе, и подтвердят это мнение примерами.
Активизируем работу учащихся вопросами: «При каких обстоятельствах Глобова познакомилась с Дубровским? Почему она ему «благожелательствовала»? Объясните, чем вызван страх Антона Пафнутьича перед Дубровским».

Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста». Теперь становится понятным, почему небогатая помещица Глобова не только симпатизирует разбойнику, по и от души благодарна: ведь именно он вывел на чистую воду плута приказчика и тем самым сохранил деньги, скопленные ею для сына-офицера. Подлый и жадный Спицын напоминает нам Шабашкина, когда тот подобострастно и льстиво отвечает на все откровенные насмешки Троекурова. Оказывается, что этот помещик, дворянин, лживо показал, «в удовольствие» хозяина, что «Дубровские владеют Кистеневкою безо всякого на то права, а единственно по снисхождению» Троекурова. Спицын — скупой и трусливый человек. Главное, ради чего он живет,— деньги, с которыми он не расстается и носит в сумке на груди.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по повести Пушкина «Дубровский»
    «Дубровский» (1832—1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке» ) обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства,...смотреть целиком
  2. Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский»
    При изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» перед учителем встает задача — обратить внимание учащихся на антикрепостнический пафос этого сложного произведения. Пятиклассники — на уровне своих возрастных возможностей— должны увидеть в Пушкине писателя,...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович
    Троекуров Кирила Петрович— родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского. Прототип Т. — помещик Козловского уезда гвардии подполковник...смотреть целиком
  4. Как Троекуров решил отомстить Дубровскому
    В первую минуту гнева, он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку... разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе — таковые подвиги были ему не в диковину...» (внимание школьников обращается на то, какой смысл...смотреть целиком
  5. За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский»)
    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» не оставляет равнодушным никого из читателей, и это совсем не удивительно. В этом произведении показаны проблемы взаимоотношения помещиков и крестьян, отцов и детей, а также все перипетии того сложного времени. Большое...смотреть целиком
  6. «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья
    «Дубровский» (1832 —1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке») обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства,...смотреть целиком
  7. Маша 1
    Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века. ...смотреть целиком