Ответ на этот вопрос: Владимир отказался от мщения. Марья Кириловна для него безвозвратно потеряна. Место его пребывания обнаружено, стычки с солдатами стали учащаться, ранение мешало участвовать в боях. Владимир был вынужден скрыться.

Дубровский в подлинном смысле слова «благородный разбойник». Очень важно, чтобы пятиклассники поняли это. «Разбойники» и их предводитель у Пушкина гораздо благороднее тех, кто управляет губернией и «имеет вес» в местном обществе. Роман «Дубровский» прочитан. Герои его не оставили детей равнодушными. Поступки их вызывали восхищение или порицание, рождали споры. Какие же вопросы и задания можно дать учащимся для того, чтобы побудить их еще раз оглянуться на произведение, задуматься о судьбе его героев?

Чрезвычайно важно обобщить те наблюдения, которые сделали пятиклассники, работая над. страницами произведения, посвященными Троекурову. Поэтому, предлагая подготовить устное (или письменное) сообщение, учитель может посоветовать ученикам пользоваться планом, который облегчит отбор материала и его выстраивание.

Пересмотрев материал романа в том направлении, которое подсказывают вопросы, пятиклассники уяснят, какую роль играет Троекуров в идейном содержании романа. Для учащихся должно стать понятным, что Троекуров не просто «плохой» и злой человек, — он воплощает в себе те качества, которые были свойственны всем знатным и богатым помещикам; что такие, как Троекуров, были опорой царской власти, крепостного строя. Пушкин открыто высказывает свое отрицательное отношение к этому персонажу — и непосредственно, и при помощи авторских характеристик («выказывал все пороки человека необразованного», «затеи довольно ограниченного ума», «надменный Троекуров», «буйные увеселения» и т. д.).

— Какое отношение вызывают у читателей люди, похожие На Троекурова своим самомнением, эгоизмом, мстительностью и бездушием? — этот вопрос, завершая обсуждение, подводит детей к пониманию «общечеловеческого» значения характера «старинного русского барина».

Школьникам можно предложить подготовить устный рассказ по одной из иллюстраций, обратив особое внимание на чувства и переживания изображенных на ней действующих лиц и т. п. (см. «Родную литературу», вопросы ко всей повести).

Для письменной работы на девятом уроке могут быть предложены такие темы: «Что в жизни Дубровского вызывает ваше сочувствие?», «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» и др. Это еще не сочинения, а изложения с элементами рассуждения, требующие хорошего знания текста, умения самостоятельно отбирать материал, осмысливать, оценивать и мотивировать поведение героев.

Совершенно очевидно, что сочинения эти нужно готовить. Если, например, предложена тема «Какие поступки Дубровского вызывают, сочувствие?», то, готовясь к изложению, мы вспомним с детьми на уроке, какие нравственные качества Дубровского нас особенно привлекают, подумаем вместе с ними, какие поступки, нам симпатичные, совершал этот прямой, благородный и гордый человек, и предложим, отвечая на вопрос, обратить особое внимание, почему Дубровский поступал именно так.

Тема «Какие обстоятельства заставили Дубровского, стать разбойником?» требует составления в классе примерного плана, а затем краткого рассказа по этому плану. В противном случае учащиеся нередко начинают чрезмерно обстоятельно пересказывать текст романа и уходят от темы.

План может быть таким:

■Г) Беспечная жизнь Владимира Дубровского в Петербурге.
■Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым и ее последствия для семьи Дубровских.
■Владимир Дубровский теряет отца и лишается своего имения.
■Владимир Дубровский расправляется с продажными судейскими чиновниками.
■Стремление Владимира отомстить за поруганную справедливость.
■ Жизнь Владимира Дубровского «вне закона».

Похожие сочинения

  1. Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич
    ДУБРОВСКИЙ (Роман, 1832—1833; опубл. 1841) Дубровский Владимир Андреевич — главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник». У Д., что в художественной системе Пушкина редкость, есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном...смотреть целиком
  2. Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2)
    Главный герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» — молодой барин, образ которого показан в развитии. Перед нашими глазами проходит целый ряд событий из жизни Владимира Дубровского, и постепенно мы узнаем о нем много нового. Знакомимся мы с Владимиром...смотреть целиком
  3. О романе Владимир Дубровский образ Троекуров
    Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская...смотреть целиком
  4. Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский»
    Владимир Андреевич Дубровский офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий...смотреть целиком
  5. «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья
    «Дубровский» (1832 —1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке») обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства,...смотреть целиком
  6. Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина  Новое!
    В основу повести легла история, рассказанная Пушкину Нащокиным, о бедном белорусском дворянине Островском. Он затеял тяжбу с богатым соседом, и хотя правда была на сторо­не Островского, его имение досталось богатому соседу, подку­пившему судей. И помещик...смотреть целиком
  7. Благородство против подлости
    А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и "дикость" дворянства, в романе "Дубровский" выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего...смотреть целиком