Мастерство А.С. Пушкина неисчерпаемо. Тонкий лирик в поэзии, «любознательный»
рассказчик в «Повестях Белкина», беспристрастный историк в «Истории Пугачёва».
Но мало кто задавался вопросом, какую роль может сыграть одна-единственная
деталь в раскрытии образа героя. Обратимся к такой детали-образу, как луна, в
литературное произведениее Пушкина «Евгений Онегин». Может быть, этот образ поможет нам глубже понять главную героиню, Татьяну Ларину. Символика луны в мировой мифологии не так уж и многозначна: луна — знак богини Дианы, богини плодородия и
деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней
Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость.
Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

Впервые именем таким
Страницы нежного литературное произведениеа
Мы своевольно освятим.

«Святое» имя Татьяны, с которым «неразлучно воспоминание старины», как раз и
ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю
серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете
Татьяну, «въявь богиню зрит» (из «Послесловия» к литературное произведениеу).
Образ луны сопровождает героиню на протяжении всего литературное произведениеа. Вот Ленский знакомит

Онегина со своей невестой Ольгой, и он сразу обращает внимание на ту, «которая
грустна и молчалива, как Светлана». Удивляется своему новоявленному другу, что
тот выбрал «другую»: «В чертах у Ольги жизни нет. // Точь-в-точь в Вандиковой
мадонне: // Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом
небосклоне». Здесь «глупая луна» — антитеза луне, льющей живительный свет на
мир, когда он «в праздной тишине при отуманенной луне... лениво почивает». Так и
Татьяна в «праздной тишине» деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение
сентиментальных французских литературное произведениеов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и
Онегину: «И сердцем далеко носилась // Татьяна, смотря на луну… // Вдруг мысль в
уме её родилась…», «она сказала: это он». Литературное произведениетическая душа Татьяны живёт в

созданном ею мире грёз, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями,
приметами, «предсказаниями луны», ибо Татьяна — «русская душою». Заметим, у
славян луна покровительствует ещё всему домашнему миру, а, как известно, фамилия
Татьяны — Ларина — связана с древними божествами ларами — покровителями
домашнего очага, природы.
Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину: «И между
тем луна сияла // И томным светом озаряла // Татьяны бледные красы». Пушкинская
героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой связан с
литературное произведениетическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную

обстановку, оставаясь вдвоём с «томным светом» вдохновительницы-луны. Это же
состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге:
Об нём она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь.
Как видим, Татьяна не меняется внутренне: изменился её статус, она стала
замужней женщиной, важной особой. Но «русская душа» её осталась такой же
высокой, чистой; даже «Клеопатра Невы», «блистательная Нина Воронская», не могла
затмить её. Серебристым светом луны отливает внутренний мир Татьяны, он
настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе поначалу и
Онегину, так же, как недоступна взгляду обратная сторона луны.




Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом
сне («Сияет луч светил ночных»); «при свете серебристом» спешит она в дом
Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся («Уж не пародия ли он?»); не
оставляет она её и в Москве. Но здесь вместо «отуманенной, печальной, бледной
луны» появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звёзд:

Как величавая луна,
Средь жён и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!

Продвигаясь по жизненному пути Татьяны, мы можем отметить, что она так и
осталась на уровне неба, совершая свой путь от «томной луны» «на бледном
небосклоне» до ослепительно яркой «луны в воздушной синеве».
И Онегин «въявь богиню зрит». Луна-богиня Татьяна — воплощение идеала женщины,
покровительницы домашнего очага, верности, добра, света — всего того, что составляет идеал поэта.

Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Главный герой произведения литературное произведениеа — молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, «труд упорный ему был тошен». Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только от безделья.
Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.
Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви.

Как далек этот глубоко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав литературное произведениеа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения!

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством».

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по , мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах литературное произведениеа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?
Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви.

Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено.

Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», — писал об Онегине В. Г. Белинский.