Искренний лирический тон обращения к морю делает стихотворение близким к жанру элегического послания: поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами. Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах; на образе моря и образе лирического героя.
Образ моря — первая часть стихотворения:
— прощание поэта со «свободной стихией» (строфы 1—2);
— воспоминания о прогулках на берегу моря и о своем «заветном желании» (строфы 3—7);
Вторая часть стихотворения —лирический герой делится с морем своими думами и желаниями:
— воспоминания о «гробнице славы», т. е. месте заточения Наполеона (строфы 8—9);
— воспоминания о другом «властителе дум» — о Байроне (строфы 10—12);— оценка «просвещения» и тирана (строфа 13);
— обещание не забыть торжественной красоты моря (строфы 14—15).

Стихотворение написано «катренами» — четырехстрочными строфами (только три строфы имеют по одному добавочному стиху и превращаются в пятистишия).
«К морю» — элегия, но еще Белинский указывал, что «грусть Пушкина не есть сладенькое чувства нежной, но слабой души; нет, это всегда грусть души мощной и крепкой. .. Иногда, задумавшись, он как будто вдруг встряхивает головою, как лев гривой, чтобы отогнать от себя облако уныния, и мощное чувство бодрости, не изглаживая совершенно грусти, дает ей какой-то особенный,’ освежительный и укрепляющий душу характер…»
Действительно, стихотворение «К морю» содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд — и твердую силу, неукротимую гордость свободолюбивого поэта. Этот контраст выражен в ритмическом рисунке и в лексике…