Повесть «Капитанская дочка» посвящена истории нашей страны. В ней Пушкин пытается ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории — личность или народ? Автор, используя обширный исторический материал, показывает противоречия русской жизни. Выступления крестьянства против крепостного права способствовали формированию в передовой части общества мысли о необходимости ликвидации крепостничества в России.

В начале повести образ мятежного народа — случайный, возникающий только из разговоров. Гринев, приехав в крепость, при первой же встрече с капитаном Мироновым заводит речь о восстании: «Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать!» Но потом события развивались стремительно, и далекий мятеж, не тревоживший офицеров крепости, получил название «пугачевщина». Угнетенный народ пошел за Пугачевым, несмотря на жестокие меры правительства по усмирению бунта.

В повести «Капитанская дочка» вооруженный народ подступил к Белогорской крепости. Штурмующих не испугали залпы пушек — они ворвались в крепость. Весь гарнизон (за исключением Миронова, Гринева и одного поручика) сдался и бросил оружие. Гринев становится свидетелем массового восстания: «Жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь».

Крестьянское восстание Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь заставила их пойти на бунт. Пушкин в повести «Капитанская дочка» сумел показать внутренний мир этих простых людей. Вот как он описывает их взаимоотношения со своим предводителем: «Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева. И на сем странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое...».



Пушкин следовал народным представлениям о смелых людях, поднимавших бунт, использовал поэтические представления народа о своих защитниках из пословиц и песен. Например, после принятия решения идти на Оренбург Пугачев предлагает: «Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Он пел песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати». Пугачев не зря любил эту песню. Она олицетворяла его понимание жизни. Он не боялся смерти, предчувствуя поражение своего мятежа. Герой повести Пушкина Гринев рассказывал: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице». Его потрясает смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Гринев пожалел предводителя восстания и предложил отказаться от смелого замысла идти на Москву. «Нет — отвечал Пугачев, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать. Авось и удастся!»

С точки зрения Гринева, дворянина и офицера, верного своему долгу,- восстание – беззаконие, мятеж. Но считать это проявлением только сословных предрассудков неверно. Ведь крепостной крестьянин Савельич, священник отец Герасим и его жена Акулина тоже видят в пугачевцах злодеев и разбойников. Пугачевский бунт показан в повести как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить: свою обреченность хорошо понимает сам Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта. В этой войне есть только побежденные – русские люди, воюющие против таких же русских людей.

За долгие годы существования крепостного права у крестьян сложились свои представления о том, как изменить их жизнь к лучшему: надо поставить своего, крестьянского царя. Эту веру в хорошего царя и использовал Пугачев, поднимая восстание. Его образ в повести значительно отличается от образа «злодея», каким его представляло тогдашнее общество. Но, наделяя Пугачева симпатичными человеческими качествами, Пушкин не оправдывает жестокости и является противником бунтов: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»