«Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина» и написан Пушкиным раньше «Пиковой дамы» на 3 года. События жизни главного героя Вырина проходят в Петербурге. Вырин ищет Минского, ротмистра, который обманом увез дочь Вырина Дуню. Вырин «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин выясняет, что ротмистр живет в гостинице Демута - близ Невского проспекта. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский. Топография как бы дает социально- нравственную содержательность. Придя к Минскому, Самсон Вырин просит вернуть ему дочь, «ведь вы натешились ею». Благородный дворянин Минский, сунув старику деньги за рукав, выпроводил его на улицу. Пушкин создает ситуацию, когда оскорбленный человек, маленький беззащитный чиновник остается один на один с городом - человек на улице. Скорее всего, Вырин, выйдя из Демутовой гостиницы попал на Невский проспект. Во всяком случае, чтобы вернуться в Измайловский полк, надо было пересечь Невский. Развернув сверток и увидев деньги - оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. «Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «пошел!». Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга - теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым. На самом деле это себялюбивый, эгоистичный человек, способный лгать (притворился больным в доме приютившего его Вырина, чтобы соблазнить и увезти Дуню), равнодушный к чужому горю, горю отца. Так же обманчива, фальшива наружность «хорошо одетого молодого человека», который украл деньги старика. Лжет, обманывает, обижает этот Петербург, эта столица - такой напрашивается вывод. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи. Пушкин продолжил свою жизнь не только в прямых своих потомках, но и в памяти народной. В Петербурге первый памятник великому поэту был воздвигнут еще в 1884 году. Это памятник работы Опекушина на Пушкинской улице. В 1937 г. на месте дуэли Пушкина в Новой Деревне установили обелиск, созданный по проекту Лапирова (барельеф Манизера), хотя и до этого времени место это не было предано забвению. В 1880 г. на месте дуэли находился столбик с поперечной дощечкой, на которой были написаны строки Лермонтова: * Не вынесла душа поэта * Позора мелочных обид, * Восстал он против мнений света * Один, как прежде, и - убит!» * Далее стояла черта, а под ней слова Пушкина: * Я памятник себе воздвиг нерукотворный, * К нему не зарастет народная тропа… Санкт-петербургская газета от 1880 г. за № 8 сообщала, что «тропа даже и к этому мизерному памятнику не зарастала. Его посещали массы гуляющих». 19 июня 1957 г. - к 250-летию Ленинграда - в центре города, на площади Искусств, вознесся монументальный и легкий, торжественный и грациозный скульптурный памятник Пушкину работы Аникушина. Скульптор хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. Образ получился живой и выразительный. Поэт стоит в свободной позе, голова высоко поднята, выражение лица вдохновенно, жест открытый, широкий. Это все соединено с портретной точностью, схожестью. Если у города есть душа, то душа Петербурга посмертно воздает дань своему великому поэту и гражданину. Талант Пушкина мужал среди улиц, мостов и набережных Петербурга. Душевные силы и ум государственного мыслителя позволяли Пушкину жить, мыслить, страдать. Еще незадолго до смерти в письме к П.Я.Чаадаеву от 18 октября 1836 г. Пушкин простил Петербург: «Как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Пушкин глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Каждое новое поколение узнавало в произведениях Пушкина что-то ценное и близкое, потому что все его творчество было обращено к будущему. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, по ныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях.