Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» — это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа.

Настена — нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».