Первая мировая война начала новый период в творчестве Роллана. Он активно участвовал в совместно-политической деятельности, выступал с антимилитаристских позиций, стал одним из наиболее авторитетных общественных деятелей Европы. В 1915 г. вышел сборник его антивоенных статей «Над стычкой», а следующего года писатель стал лауреатом Нобелевской премии - «за возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за искреннюю симпатию и любовь, с которой писатель создает разные человеческие типы».

В 1919 г. увидела мир книга «Предтечи», которая приобрела громкую огласку в среде европейской интеллигенции. Обе книги свидетельствуют об эволюции взглядов Роллана на сущность войны. Если в сборнике «Над стычкой» Роллан считает, что война является следствием идейных противоречий, шовинистической пропаганды, то в «Предтечах» он уже ведет речь о настоящих причинах кровавой мировой резни. Главной причиной становятся деньги, материальные интересы тех, кто наживается на войнах.

Фарс «Лилюли» («Liluli», 1919) - острый памфлет, направленный не столько против войны, сколько против социального вранья вообще, каких бы форм она не приобретала: иллюзорной свободы, обманного права, лицемерия и т.п. В повести «Пьер и Люс» идет о трагической истории двух людей, которые встретились и полюбили друг друга в дни войны. Попытка спрятаться от ужасов войны в идиллии любовных свиданий оказалась неудачной. Влюбленные гибнут под обломками храма, разрушенного немецкой авиацией. В романе «Клерамбо» воспроизведенная атмосфера первых месяцев войны, описанная шовинистическая вакханалия во Франции. Герой произведения - поэт Аженор Клерамбо с энтузиазмом встречает начало войны. Но после потери сына, который добровольно отправился на фронт, Клерамбо осуждает войну.

Летом 1919 г. писатель опубликовал «Декларацию независимости духа, программную статью, в которой Роллан обратился к европейской интеллигенции с призывом к объединению и общей защите духовной свободы.

Весной 1921 г. Роллан вместе с отцом и сестрой переехал в Швейцарию, купил дом в Вильнёве, где напряженно работал, принимал многочисленных посетителей, отвечал на массу писем. Когда позволяло здоровье, Роллан отправлялся в заграничные странствования: в 1923 г. посетил Лондон и Зальцбург, в 1924 г. - Вену и Прагу, 1925 г. побывал в Германии.

В начале 20-х гг. писатель стремился найти ответ на вопрос, как согласовать задекларированный им отказ от насилия с необходимостью изменить существующие общественные порядки. Именно отличия во взглядах на эту проблему стали причиной расхождений между Ролланом и А. Барбюсом, видным деятелем группы «Клярте», к которой принадлежали интеллектуалы, убежденные в том, что единственным средством достижения принципов справедливости, мира и свободы является революция. Роллан отказался присоединиться к этой группе. Приветствуя русскую революцию, писатель все же опасался ее возможных следствий и крайностей. Информация, которая поступала из России, не очень утешала Роллана. Он решительно отвергал принцип «цель оправдывает средства». В 20-х гг. P. более всего импонировал толстовский принцип непротивления злу насилием. Писатель сочувствовал освободительной борьбе индийского народа против английского господства. Ему была близкой мысль М. Ганди о необходимости обретения независимости мирными, ненасильственными методами.

В поисках мировоззрения, которое служило бы руководством к действию, Роллан обратился к изучению политической и религиозно-философской мысли Индии. Роллан был убежден, что несмотря на ошибки, просчеты и даже преступления, русская революция является «грандиозным социальным усилием, мощнейшим и самым плодотворным в современной Европе». В статье «Прощание с прошлым» отобразились изменения, которых испытали взгляды Роллана. Писатель охладел к своей концепции «независимости духа» и признал историческое значение русской революции.



Самым памятным художественным произведением Роллана послевоенного периода стал роман «Очарованная душа». Героиня романа Аннета Ривьер, которая, по выражению Роллана, «как и Жан-Кристоф, хотя и в совсем другом плане, принадлежит к большой когорте творческих натур», не наделена гениальностью Жан-Кристофа, она не художник. Но творческий характер ее натуры оказывается в работе, в умении оживить инициативой любое дело.

От проблем эстетичных Роллан переходит к социальным. Аннета - новый тип женщины, которая защищает свое право на независимость, самостоятельную работу и человеческое достоинство. Потеряв отца, ощутив горечь разочарования в любви, оставшись без копейки, Аннета открывает для себя мир, познает жизнь, испытает многих испытаний, сохраняя при этом силу духа и светлый ум. В финале романа, потеряв своего сына Марка, убитого итальянским фашистом, Аннета переживает духовный перелом и присоединяется к активной социальной деятельности.

Ведущей темой романа постоянная тема судьбы французской интеллигенции в период от середины 90-х гг. XIX ст. до 30-х г. XX ст. «Очарованная душа» - один из первых антифашистских романов XX ст. В этом произведении Роллан находит ответ на вопрос об объединении мечты и действия. Ручательством достижения такого единства становится отказ от индивидуалистической ограниченности, способность вступить в борьбу за идеалы справедливости. Композиционно «Очарованная душа» напоминает « Жан-Кристофа». Это монументальное произведение, где биография непересекающейся личности обрисована на широком фоне жизни европейского общества. Сохраняется и симфоническая структура романа, эмоциональная приподнятость, патетичность стиля.

В 1934 г. Роллан вступил в брак с молодой русской, француженкой по матери, которая стала для него другом и помощником, Марией Кудашевой. Летом 1935 г. по приглашению Максима Горького Роллан посетил СССР. Он встречался с писателями, дважды разговаривал из Й. Сталиным, стараясь убедить советского руководителя в необходимости освобождения из заключения известного деятеля партии эсеров. Впечатление от этого путешествия Роллан изложил в дневнике, фрагменты из которого увидели мир в журнале «Юроп» в 1960 г.

В 1936 г. вышел из печати сборник «Спутники». В книгу вошли 11 статей и эссе, написанных от 1900 до 1935 г. и посвященных выдающимся художникам и мыслителям, которых Роллан считал спутниками своей жизни. В частности, здесь были очерки о В. Шекспира, Й.В. Гете. Л. Толстого, В. Гюго, а завершала сборник статья «Ленин, искусство и действительность».

В 1938 г. писатель возвратился из Швейцарии во Францию. В этот период его особенно беспокоили события, которые происходили в СССР. Встревоженный сообщениями об усилении репрессий, Роллан высказал свою обеспокоенность в частных письмах к советским вельможам, тем не менее не получил от них ни ответа, ни объяснения. Итогом раздумий Роллана о судьбе и злоключениях революций стала драма «Робеспьер» («Robespierre», 1939), что завершила цикл «Театр революции». «Робеспьер» - монументальное произведение с многими действующими лицами, в нем властвует атмосфера революционного возбуждения, человеческий гам. В центре драмы - проблемы революционной этики, прежде всего вопроса о целесообразности террора. Роллан показывает, как кровавая машина террора уничтожает и тех, кто его начал.

Начало Второй мировой войны застало Роллана в Везеле, на юге Франции. Писатель немедленно выступил с заявлением, в котором обратился к тогдашнему премьер-министру Франции Э. Даладье, подтвердив свою «полнейшую и искреннюю преданность борьбе демократии против гитлеровской тирании».

Последним произведением Роллана постоянная книга «Пеги», в которой писатель нарисовал образ поэта и полемиста, бывшего главного редактора «Двухнедельных тетрадей», а также его эпоху. Писатель умер в 1944 г. от туберкулеза, успев увидеть свою страну свободной.

Роллан - один из величайших французских писателей-реалистов XX ст., творчество которого справило важное влияние на Р. Мартена дю Гара, Ж.Р. Блока, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагона, С. Цвейга, А. Моруа, А. Барбюса, Г. Гессе, Я. Ивашкевича. Он вместе из А. Франсом, Г. Веллсом, М. Прустом, А. Жидом, Т. Манном стоял возле истоков интеллектуального романа XX ст. Роллан внес в западноевропейскую литературу мощный героический вклад, непоколебимую веру в возможности человека. А его главная заслуга, по мысли французского исследователя Ж. Альбертини, заключалась в том, что он «сумел быть интеллектуалом, художником нового типа», который отказался от традиционной университетской карьеры и отдал все свои силы борьбе за человека, за ее достоинство и свободу духа.