В образах Аннеты и Марка Роллан типизирует объективные социально-исторические явления - прежде всего процесс расслоения буржуазной интеллигенции, прощания с прошлым, перехода лучших ее представителей на позиции революционного пролетариата. Не мистическая река жизни несет теперь героев Роллана, но река истории, движущий механизм которой познали герои. Они перестали быть тем пассивным объектом исторического процесса, которым оказывались вольнолюбивые, но бессильные герои-одиночки Роллана. «Провозвестница» сосредоточивает внимание на силах прогресса, на героях, осуществляющих неодолимое движение к лучшему будущему, конкретным воплощением которого является в романе действительность. Свою задачу Роллан усматривал в том, чтобы «море увидеть в капле», весь мир - в Аннете или Марке. А «море жизни» для него- это созвучие, возникающее из многоголосого хора, единство противоположностей. Гармония в представлении Роллана - не радужная, розовая идиллия, но движение вперед через борьбу, через страдания.
Герои его должны испить чашу бытия до конца, а чаша эта часто бывает горькой. Однако Роллан нарочито нагнетает эти страдания. Герой может сделать важнейший шаг вперед, лишь пожертвовав собой, лишь через тот акт, который, обрывая путь Марка, оказывается стимулом дальнейшей эволюции идущей тем же путем Аннеты. В конце романа и Аннета достигает гармонии, лишь радостно «вонзая в себя нож своей болезни» и чувствуя, как через нее, по ней, по всем павшим, люди идут к Будущему.
Роллан изв.естен в мировой литературе как один из самых возвышенных, одухотворенных художников. Он был- создателем искусства в высшей степени интеллектуального, идейного, насыщенного мыслью, знанием, высокой культурой. И вместе с тем Роллан часто и откровенно писал о порывах плоти, о «низком», никогда не становясь при этом низменным, всегда оставаясь на позициях, противоположных натурализму. «Высокое» и «низкое» в роллановских образах”- естественное проявление всей сложности, полноты жизни, человечности его героев. Однако самое понимание сущности образа, этой «капли», концентрирующей в себе море жизни, заметно меня-. лось у Роллана.
В конце «Очарованной души», когда герои, наконец, обретают способность глубокого понимания происходящих событий, находят, «где этот самый враг, которому они с оружием в руках должны дать решительный бой», выходят из плена индивидуализма и отвлеченного морализаторства,- и сами они уже иные, в них самих Роллан стремится увидеть проявление ведущих социальных конфликтов, полноту общественной жизни нашего времени. Диалектика Роллана по мере освобождения от представлений о самодовлеющем движении духа становилась диалектикой материалистической, диалектикой познанного мира, осмысленного движения всего общества.