Сочинения по произведениям Салтыкова-Щедрина



Сочинения по творчеству Салтыкова-Щедрина

  1. Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Как известно, сказки свои М. Е. Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной форме. Писатель всегда болел душой за русский народ, выступал за отмену крепостничества (тогда эта реформа уже витала в воздухе), ратовал за свержение царизма. Разумеется, самым естественным способом выразить протест и внести свою лепту в борьбу с существующими порядками для Салтыкова-Щедрина была литературная деятельность. Русский народ всегда предстает у писателя обиженным, склоненным, порабощенным. Это видение российской действительности очень сближает Салтыкова-Щедрина с Некрасовым, между...смотреть целиком
  2. Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени. К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры. Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют...смотреть целиком
  3. “Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки».)”
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Гротеск — это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. “Сказки” Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие...смотреть целиком
  4. Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности, равно как и сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие произведения этих поистине русских писателей раскрывают образ той чиновничьей России, которая существовала в середине XIX века. А что такое Россия? Россия – это в первую очередь ее народ, судьба которого пестра трагическими моментами. Одно из ранних произведений Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тематика «Вечеров…» - характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер на кануне Ивана Купалы») и мелкого поместного...смотреть целиком
  5. Актуальность и правда жизни на страницах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Н. Г. Чернышевский Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым последователем литературных традиций Н. В. Гоголя. Сатира великого писателя нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности. В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор,— это крепостное право, губящее как рабов, так и господ. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сарказм писателя достигает вершины. Читатель смеется над беспомощными...смотреть целиком
  6. Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его “Сказки”, которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю. Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем...смотреть целиком
  7. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина 2
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    «Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке» Г.Х. Андерсен Все мы в детстве любим сказки, и я тоже не был исключением, перечитал их огромное количество. И, естественно, увидев на полке книгу с надписью «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки», потянулся к ней. Только позже я узнал, что эти сказки не совсем обычные, и предназначены они «детям изрядного возраста». «Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. В обстановке свирепой правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной конспирации...смотреть целиком
  8. Особенности авторских приемов в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы, очерки, сказки. Почти все произведения Салтыкова-Щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество, несправедливое отношение господ к рабам, покорность простого народа перед высшими чиновниками. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества. Ярким и доступным примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-Щедрина служат для читателя сюжеты сказок. Казалось, такой литературный жанр предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина...смотреть целиком
  9. Сатирическая хроника русской жизни. (Салтыков-Щедрин)
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман "История одного города" является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно — Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. И именно это объединяет главы произведения, которые могли бы стать отдельными рассказами. Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении...смотреть целиком
  10. Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Силтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Н.А.Некрасов взял в аренду журнал «Отечественные записки» и в качестве соредактора пригласил М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и «Современник», они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант Щедрина. М.Е. Салтыков – Щедрин и Н.А.Некрасов создавали свои произведения в такой период исторического развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчётливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года. В них они показали, что они не доведены до конца, положение угнетённых крестьян не претерпело...смотреть целиком
  11. Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    ...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало...смотреть целиком
  12. В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина?
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже, чем обыкновенный человек. Выступая своеобразным эмоциональным “индикатором”, он интуитивно оценивает не только реальность, но и прогнозирует будущее. Писатель-сатирик же, каковым является Салтыков-Щедрин, — это больше чем просто писатель, ведь умение о серьезных вещах рассуждать в форме незатейливых детских сказок, правда, с оговоркой, что сказки эти предназначены для детей изрядного возраста, — это удивительный и редкий дар. Скрывая боль в сердце, призвав себе...смотреть целиком
  13. М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир. К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной...смотреть целиком
  14. Диагноз наших общественных зол и недугов (по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина свойственны политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской прозы. М.Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Салтыковым-Щедриным в последнее десятилетие жизни написано 29 сказок из тридцати двух. В них он изобразил целую историческую эпоху, критикуя и отрицая темные стороны жизни...смотреть целиком
  15. Мир обывателя в сатирических сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина – известного писателя второй половины XIX века – чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, очерки, рассказы, статьи, сказки. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились особенности сатиры писателя: ее политическая острота, глубина гротеска, тонкий юмор. Очень много сказок Салтыков-Щедрин написал в 80-е годы. В это время в стране был жестокий цензурный гнет. Поэтому для борьбы с общественными и человеческими пороками писатель использует аллегорию. В сказках Салтыков-Щедрин обличает невежественных помещиков и правителей, показывает талантливый, но покорный народ. Сатира на обывателя, смирившегося перед политической реакцией, живущего в своем...смотреть целиком
  16. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной»
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня — она обескровится и зачахнет. Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще — в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство...смотреть целиком
  17. Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в русской литературе
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, «если к гоголевскому юмору приложима формула «смех сквозь слезы», то более соответствующей щедринскому юмору будет формула «смех сквозь презрение и негодование». Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный реализм, блеск фантазии, язвительное остроумие, переходящее в скорбный сарказм, порою приближающийся к трагедии, неповторимый стиль с характерными только для Щедрина меткими образами, сравнениями, неожиданными словосочетаниями (иногда...смотреть целиком
  18. Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его “Сказки”, которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю. Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем...смотреть целиком
  19. Смешны или грустны финалы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    1. Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Жанр сказки в творчестве писателя. 3. Основные проблемы и образы. 4. Художественное своеобразие. 5. Финал — смех или слезы? Сатиры смелый властелин. А. С. Пушкин М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его творчества велико: повести «Противоречия» и «Запутанное дело», относящиеся к раннему этапу (1847—1848), публицистические произведение «Губернские очерки» (1856—1857), летопись «История одного...смотреть целиком
  20. Художественные образы в творчестве Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Изображая мертвенность самого головлёвского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головлёвской усадьбы, писатель опирается на значимое для народных верований символическое противопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света и тьмы. Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятся нечистою силой, символически выражает в романе обесчеловеченность головлёвского существования и пророчит неминуемую гибель (в народном сознании мрак и холод по значению тождественны смерти) головлёвского рода. Устойчивым становится...смотреть целиком
  21. Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать. В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда...смотреть целиком
  22. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина 1
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. “Диагност наших общественных зол и недугов” — так отзывались о нем современники. Россия была полна противоречий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно...смотреть целиком
  23. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина 3
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    «И как бы я ни был предан массам, как бы ни болело мое сердце всеми болями толпы, но я не могу следовать за нею в ее близоруком служении неразумию и произволу» М.Е. Салтыков-Щедрин Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина. Когда Щедрин говорит о массе, народе, он прежде всего имеет в виду крестьянство. В «Сказках» Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. В этих произведениях противостоят...смотреть целиком
  24. М. Е. Салтыков-Щедрин — сатирик
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    В России каждый писатель воистину и резко индивидуален. М. Горький Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина “пророком” и ощущал в нем “страшную поэтическую силу”. Салтыков-Щедрин выбрал, как мне кажется, самый сложный жанр литературы — сатиру. Ведь сатира — это вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий действительность и, в отличие от юмора, не дающий шанса на исправление. Писатель обладал даром чутко...смотреть целиком
  25. Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века.
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия. М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин – это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в определённом смысле единственный и уникальный в ряду своих гениальных современников и русских писателей всех эпох. Один из самых ярких ревлоюционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего, является величайшим русских сатириков, создавшим собственный художественный...смотреть целиком
  26. Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    «Смех сквозь невидимые миру слезы». А. Аверченко. Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия. Писатели – сатирики отражали эти события каждый в своем восприятии. Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина очень многогранно, я хочу остановиться на его рассказах. На первых взгляд, в них нет ничего сложного, но их нужно уметь читать. Сказки в миниатюре показывают события , проблемы и образы всего общества. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован с любовью. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может:...смотреть целиком
  27. Трагическое в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Салтыков-Щедрин обогатил русскую сатиру разнообразием жанров и форм. Неожиданная смелость в выборе жанра позволяла по-новому смотреть на мир. Щедрину легко давались и большие, и малые жанры: пародии, сказки, сатирические рассказы, повести и, наконец, роман. Самым любимым и постоянным жанром у автора был цикл, так как он позволял динамично развивать образ, вводить бытовые зарисовки, обличать жизнь. “История одного города” и представляет собой своеобразный цикл глав, посвященных жизнеописаниям глуповских градоначальников. Щедрин подчеркивает, что трагизм положения жителей города Глупова обусловлен их рабской покорностью и долготерпением. Автор указывал, что “История одного города” не пародия на российскую...смотреть целиком
  28. Эзопов язык как художественный прием
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Сатира — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии отрицательных явлений, действительности, разоблачений пороков общественного значения. “Сатира борется с “главным существенным злом”; она есть “грозное обличение того, от чего происходит и развиваются общие народные недостатки и бедствия”, — писал Добролюбов. Социальной основой сатиры является борьба нового со старым. Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина населен необычными героями. Перед нами проходит целая вереница градоначальников, помпадуров и помпадурш, пустоплясов. Читатель щедринских сатирико-публицистических циклов и сказок до конца не узнает имен подавляющего большинства...смотреть целиком
  29. Блистательная сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество рабов и господ, бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал язвы общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства. Так, начиная писать Историю одного города, Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии. Таким образом, История одного города произведение сатирическое, доминирующим художественным...смотреть целиком
  30. Политическая сатира в сказках Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, — например, сказки Пушкина "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке". Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию. Сказки — итог многолетних...смотреть целиком
  31. Сатира как творческий принцип «сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    «Сказки» Салтыкова-Щедрина за небольшим исключением созданы в последние годы жизни писателя (1883—1886) и предстают перед нами неким итогом его пути в литературе. И по бо­гатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере мо­жет считаться художественным синтезом всего творчества писателя. Адресовав «Сказки» «для детей изрядного возраста», Щедрин сразу же вводит читателя в особую атмосферу своей книги. На этих стра­ницах к «детям изрядного возраста», то есть ко взрослым, сохранившим наивные иллюзии прекраснодушного юношества, обращаются сурово. Им не сочувствуют — их умно и зло вы­смеивают; розовые...смотреть целиком
  32. Сатира как творческий принцип
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    "Сказки" Салтыкова-Щедрина составляют самостоятсльныи пласт его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мереможстсчитать-ся художественным синтезом всего творчества писателя.Адресовав "сказки": "для детей изрядного возраста", Щедрин сразу же вводит читателя в особую атмосферу своей книги. На этих страницах к "детям...смотреть целиком
  33. Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Б. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Сатира была оружием писателя. В середине XIX века из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. С помощью сказок "для детей изрядного возраста" автор смог донести до своих современников резкую критику существующего общественного устройства. Для написания сказок, автор использует такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Все...смотреть целиком
  34. «Сказка — ложь, да в ней намек...» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина)
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре...смотреть целиком
  35. Салтыков-Щедрин (1826-1889) великий русский сатирик
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы, так и в общественном развитии России. Салтыков вошел в литературу в конце 40-х годов, в период расцвета «натуральной школы». Не удивительно, что его ранние произведения были созданы в русле этого литературного течения, ориентировавшегося, как известно, на гоголевские традиции. Уже первая его повесть «Противоречия» (1847), посвященная изображению самой будничной повседневности, была...смотреть целиком
  36. Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства. Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома...смотреть целиком
  37. Литературные сказки в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать. В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он...смотреть целиком
  38. Идея высшего предназначения России в творчестве Пушкина
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    Идея высшего предназначения России в истории человеческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Многие крупные мыслители выдвигали теории, согласно которым Россия — страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок. Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею избранничества Российского государства и противопоставлял Русь странам Западной Европы. Политическое мировоззрение автора наиболее полно выражено в статьях «Россия и революция» и «Римский вопрос и папство». По мнению поэта, Россия прежде всего государство христианское. Проникнутая духом...смотреть целиком
  39. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 1
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Творчество известного писателя второй половины XIX века – М.Е.Салтыкова-Щедрина – чрезвычайно многообразно. Он создавал романы, очерки, рассказы, статьи. Среди огромного наследия сатирика наибольшей популярностью пользуются его сказки. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, а остальные написаны в 80-е годы, в эпоху политической реакции. Жанр сказки отвечал замыслу писателя: в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов, выразить протест против произвола «хозяев жизни». Один из таких помещиков-самодуров изображен в сказке «Дикий помещик». Своих крестьян «сократил» он так, что «некуда носа высунуть: куда...смотреть целиком
  40. Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина...смотреть целиком
  41. Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие. Обычно в русских народных сказках о животных героями являются звери (медведь, волк, лиса, заяц и т. д.), наделенные одинаковыми, общепринятыми чертами характера. Заяц трусливый, лиса хитрая, волк жадный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный. Салтыков в своих сказках дополняет эту характеристику, присваивает этим зверям...смотреть целиком
  42. “Сатирический талант писателя Щедрина”
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Атаманы-молодцы, беспутные клементинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. М. Булгаков Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина “История одного города”. В мировой литературе рядом с “Историей...” можно поставить, пожалуй, лишь “Остров пингвинов” Анатоля Франса, но после того как я прочитала произведение французского писателя, я сразу почувствовала различие творческих манер Франса и Салтыкова-Щедрина. Анатоль Франс в “Острове пингвинов” просто иронизирует, пародируя в истории пингвиньего государства...смотреть целиком
  43. Журнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина в “Отечественных записках” явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в “Современнике”. В “Отечественных записках” сатирик работал 16 лет, с 1868 по 1884 гг.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и направление журнала. Начиная свое сотрудничество в “Отечественных записках”, писатель опубликовал в 1868 – 1869 гг. два цикла: “Признаки времени” и “Письма о провинции”. И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что...смотреть целиком
  44. Сатирическая хроника русской жизни
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Тема самовластия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Щедрина-писателя. И если служение призраку собственности нашло свое выражение в романе "Господа Головлевы", особенно в образе Иудушки, то служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в "Истории одного города", где писатель нарисовал целую галерею самовластных правителей, которую завершает зловеще монументальная фигура Угрюм-Бурчеева. "История одного города" — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало...смотреть целиком
  45. Жанр сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов. Сатира в форме сказки была оружием Салтыкова-Щедрина как писателя и гражданина. В ту пору из-за строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до людей свою резкую критику существующего порядка. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую...смотреть целиком
  46. Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    М. Е.Салтыков – Щедрин, писавший под псевдонимом Щедрин – вершина русской сатиры. Главное своеобразие его фигуры в русской литературе заключается в том, что Щедрин был и остаётся в ней крупнейшим писателем социальной критики и обличения. Произведения Щедрина при всём их жанровом многообразии – романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы – сливаются в одно огромное художественное полотно, изображающее целое историческое время. «У Щедрина, отличительной чертой личности которого и главной мерой вещей был разум, а главным орудием борьбы с враждебным ему миром – «меч мысли», созданное им обличительное полотно можно назвать «Глуповской комедией», или же, по...смотреть целиком
  47. Изображение жизни трудового народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю. Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал...смотреть целиком
  48. Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Талант величайшего русского сатирика Салтыкова-Щедрина во всём блеске раскрылся в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам — всем тем, кто живет народным трудом. В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись...смотреть целиком
  49. Сказки Салтыков-Щедрин – художественный анализ. Детские народные сказки
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел «мягкое, белое и рассыпчатое»; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят. И стал помещик «стараться» — штрафовать мужиков. Совет так поступать он вычитал из газеты «Весть»: «золотое» это слово — «старайся!». Невмоготу стало крестьянам, и взмолились они богу: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Внял бог мужицкой мольбе — унесло их вихрем от помещика. Не стало еды, не стало слуг у помещика. Одичал...смотреть целиком
  50. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина 1
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    «Сказки» - вершина творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением, они создавались в течение четырех лет (1883-1886гг). В это время в стране был жестокий цензурный гнет. Поэтому используя традиции народных сказок о животных и русской литературной басни, Салтыков-Щедрин создает особый жанр политической сказки. Социальные аллегории в форме сказок о зверях позволяли писателю выразить свое отношение к представителям господствующих классов, к народу-труженику, к обывательски настроенной интеллигенции, к мелким чиновникам. Правительственные верхи, крупные чиновники в произведениях Щедрина уподобляются хищникам. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» выведены трое Топтыгиных,...смотреть целиком
  51. Реальное и фантастическое в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    М. Е. Салтыков-Щедрин создал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с...смотреть целиком
  52. Осмеяние обывательщины, трусости и самодурства в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Книга М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки» стала своеобразным итогом, обобщением всей творческой деятельности писателя. На ее страницах мы снова встречаемся с помпадурами, но они уже предстают перед нами в образах медведей и волков, а трепещущие либералы приобретают образ премудрого пескаря. В сказках общественная жизнь и мораль подвергнуты мастерской сатире. Это и критика самодержавных принципов правительственных верхов и эксплуататорских классов, и разоблачение либеральной интеллигенции, и протест против пассивности, покорности и трусости народа. Основной пафос сказок Щедрина — в беспощадном разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народа помещиками и буржуазией, в сетовании...смотреть целиком
  53. Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. На завершающем этапе своего творчества, в период с 1883 по 1886 год, он решает подвести итог своим размышлениям о российской действительности. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же...смотреть целиком
  54. Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски грамотный читатель сумеет прочитать то, что написано между строк. А сказки как раз и предназначались для “детей изрядного возраста”. Обычный ребенок просто не проникнет в смысл салтыковских сказок и вряд ли заинтересуется ими. Многие сказки Салтыкова-Щедрина напоминают русские народные. Тут и речевые обороты (“жил-был”, “в некотором царстве”, “долго ли, коротко...смотреть целиком
  55. Тема либеральной болтовни в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина очень многообразно. В поэтическом наследии писателя огромное значение имеют сказки. Они привлекают жизненной правдой, честностью. К теме либеральной болтовни относятся сказки: «Карась-идеалист», «Либерал». Я хотела бы остановиться на первой. Главными героями этой повести являются карась и ерш. Их главная цель в сказке - определить, какой же на самом деле мир. Карась проповедует всем идеи справедливости: «В жизни первенствующую роль добро играет... зло - это так, по недоразумению допущено, а главная сила все-таки в добре замыкается». Герой настолько плохо знает реальную жизнь, что даже понятия не имеет, как выглядит...смотреть целиком
  56. Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Читая их, можно встретить типичные для того времени образы: тупое и самодовольное правительство, забитое я голодное крестьянство, мелкие, трусливые обыватели. Как я в обычных волшебных сказках, Салтыков-Щедрин применяет для более яркого и объемного изображения прием фантастики. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является “Повесть о том, как один мужик двух...смотреть целиком
  57. Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической сатиры. Но убедительнее всех эзоповым языком умел с публикой говорить М. Е. Салтыков-Щедрин. “Сказки” Салтыкова-Щедрина — политические сказки. “Сказки” — это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое с трагическим. Писатель широко использует в своих произведениях гротеск, гиперболу, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Появляются образы, взятые из русских народных сказок, при этом в мир сказки вводятся также...смотреть целиком
  58. “На вершинах русской сатиры”
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. М. Салтыков-Щедрин Творчество великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина занимает почетное место в национальной и мировой литературе. Он сделал сатиру могучим оружием политической борьбы и вместе с тем светочем высочайших гуманистических идеалов. Сатира в его произведениях перестала быть одной из проселочных дорог литературы. В ее лоне писатель сумел использовать колоссальные возможности реализма, создать произведения глубочайшего общественного и эстетического содержания. Сатира Салтыкова-Щедрина...смотреть целиком
  59. В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в .стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также в 1880—1886 годах. Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Существует...смотреть целиком
  60. Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры. Немало в них и фольклорных заставок, начиная от использования формы давно прошедшего времени («Жил-был») и, заканчивая обильным количеством пословиц и поговорок, приводимых в сказках. В сказках писатель затрагивает множество проблем: социальных, политических и идеологических. Так, жизнь русского общества запечатлена в них в длинном ряду миниатюрных по объему картин. В сказках представлена...смотреть целиком
  61. Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир. К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения...смотреть целиком
  62. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно хочет развенчать наивные иллюзии некоторых взрослых, привыкших смотреть на мир сквозь розовые очки. Писатель сурово обращается со своими читателями, не щадит их. Сатира Салтыкова-Щедрина в сказках...смотреть целиком
  63. Мир сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    1. Понятие и типологии сказок. 2. Сказка народная и сказка авторская. 3. Галерея образов сказочных персонажей. 4. От помещика и генерала до интеллигента и мужика. 5. Влияние сказок Щедрина на русскую литературу- Сказка — ложь, да в ней намек... А. С. Пушкин Сказка — особый, фантастический и реальный мир. В небольшом по объему тексте кроется зачастую особенный смысл — здесь можно найти и реальный совет для определенной жизненной ситуации, и увидеть концепцию мировоззрения, и получить банальное удовольствие от увлекательного, захватывающего дух сюжета. Издавна сказки делились на несколько типов: волшебные, сказки про людей и сказки...смотреть целиком
  64. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 2
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    «Сказки» - вершина творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением, они создавались в течение четырех лет (1883-1886гг). Как писатель-гуманист, Салтыков-Щедрин в этих произведениях показывает трагедию жизни русского крестьянства, встает на защиту народных интересов, выражает протест против несправедливого общественного устройства, обличает произвол «хозяев жизни». Противопоставление бесправного народа господствующим классам общества составляет один из важнейших идейно-художественных принципов Салтыкова-Щедрина. В его сказках действуют в непосредственном и резком столкновении представители антагонистических классов. Это аллегорические образы зайца и лисы,...смотреть целиком
  65. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Его сказки-та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направ- ленная против общественного и полити- ческого нашего устройства. Из доклада царского цензора. Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соот- ветствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли се- годня с неохотой читаем мы "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает "идейные" романы 20-30 годов, скажем, "Цемент", "Соть"...смотреть целиком
  66. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Особое место в русской литературе XIX века занима-ет творчество известного писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н.В. Гоголем он пошел нелегким пу-тем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийствен-но правдивая и справедливая. Он убрал из нее гоголевс-кий лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере проявилось всеобъем-лющее «головотяпство» русского общества прошлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднок-ратно прибегал к жанру сказок. Первые три сказки («Повесть о том,...смотреть целиком
  67. Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60—80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен “народной” идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается”....смотреть целиком
  68. Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а...смотреть целиком
  69. Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры. Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России. Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего...смотреть целиком
  70. Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, отвлекающих народ от борьбы. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покорность самих угнетаемых, их долготерпение и рабскую психологию. Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина, Гоголя. Но сатира...смотреть целиком
  71. Сказки для детей изрядного возраста
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, — например, сказки Пушкина "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке". Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию. ...смотреть целиком
  72. Сказки Салтыкова-Щедрина — вид сатиры
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Сатиры смелый властелин. А. Пушкин Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации. “Департамент расхищений и раздач”, “гневное движение истории” — эти выражения не...смотреть целиком
  73. Эзопов язык в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Эзопов язык, или иносказание, — восходящая к незапамятным временам форма художественной речи. Недаром она связывается с именем Эзопа — полулегендарного создателя греческой басни, жившего, по видимому, в шестом веке до нашей эры. Как гласит предание, Эзоп был рабом, а потому не мог открыто высказывать свои убеждения и в баснях на сюжеты из жизни животных изображал людей, их взаимоотношения, достоинства и недостатки. Однако далеко не всегда эзопов язык — вынужденная мера, результат недостатка решимости; есть люди, у которых непрямая, иносказательная манера выражения мыслей становится как бы увеличительным стеклом, помогающим увидеть жизнь более глубоко. Среди русских писателей...смотреть целиком
  74. “ Волшебная сила смеха М.Е. Салтыкова-Щедрина”
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    У всех на памяти знаменитая \"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил\", заклеймившая самодовольный паразитизм господствующих сословий и воздавшая должное жизнестойкости мужика. Вместе с тем писатель тоскует по поводу того, что русский крестьянин еще \"беден сознанием своей бедности\", скорбит, ощущая отсутствие в массах в середине прошлого века организованной революционной энергии. Тяжко страдал Салтыков-Щедрин от преследования цензуры, от лая литературных \"шавок\", наконец, от ощущения той пропасти, которая отделяла передового писателя от...смотреть целиком
  75. “Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина”
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год. Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества...смотреть целиком
  76. “Сказка ложь, да в ней намек!” (по сказкам М. Салтыкова-Щедрина).
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира встречается чаще всего. Ярким доказательством тому являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, не просто борьбу добра и зла, как большинство...смотреть целиком
  77. Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна... М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны уже в нашем веке, было пророчески предсказано писателем в романах, политических сказках и очерках. Кстати говоря, очерки — новый этап в творчестве писателя. На смену юношеским порывам к протесту пришло суровое изображение правды жизни. Впервые в русской литературе М. Е....смотреть целиком
  78. Социальный пафос сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь. Пафос сказок Салтыкова-Щедрина — в неумирающих демократических и социалистических идеях. Сказки сатирика беспощадно разоблачают социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народных масс помещиками и буржуазией — «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Бедный волк», «Дикий помещик», «Соседи»,...смотреть целиком
  79. Сатирические циклы Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    После закрытия журнала «Современник» (1866) Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные «Отечественные записки». Там были опубликованы все произведения сатирика 70-х — начала 80-х годов, в том числе и сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши», начатый им ранее (1863 — 1874). Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно-сатирическими романами («Господа ташкентцы», 1869—1872; «Дневник провинциала в Петербурге», 1872; «Благонамеренные речи», 1872—1876 и др.), посвящены, прежде всего художественному исследованию тех изменений, которые произошли в русской общественной...смотреть целиком
  80. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Сказки "для детей изрядного возраста" – так обозначил своё сатирическое творчество Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Можно было бы добавить и следующие строчки: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок." В пору строжайшей цензуры писатель своими сатирическими сказками давал "добрым молодцам" уроки правды – обличая пороки общества и несостоятельность российского управленческого аппарата. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую силу, вызов существующему порядку. Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу, антитезу....смотреть целиком
  81. Cказки Cалтыкова-Щедрина как политическая сатира
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. Понимая, что революцию может совершить только народ, Салтыков-Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Салтыков-Щедрин раскрывает тему...смотреть целиком
  82. Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Салтыков-Щедрин — признанный во всем мире мастер сатиры. Его талант проявил себя в трудное для России время. Стали явными противоречия, разъедавшие страну изнутри, разлад в обществе. Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной мере. Беспощадная цензура не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило правительственному. Для Салтыкова-Щедрина проблема цензуры стояла очень остро, конфликты с ней учащались. После опубликования некоторых ранних повестей писателя отправили в ссылку в Вятку. Семилетнее пребывание в провинции принесло свою пользу: Салтыков-Щедрин лучше узнал крестьян, их быт,...смотреть целиком
  83. Протест против произвола и хищничества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина — его «Сказки». Почти все они создавались в течение 1883 — 1886 годов. К этому времени писатель овладел жанром сказок как творец. В первой половине 80-х годов сказочная фантастика была удивительным средством конспирации замыслов сатирика. Тем, что представителей господствующего класса писатель уподобляет животным, чаще всего хищным, он заявляет о презрении к ним. Часто таким образом Щедрин клеймит одичание человека. Так в сказке «Дикий помещик» приемы иносказания у сатирика соединяются с описанием экономических отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права. Народ...смотреть целиком
  84. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Листов: 2Скачано за неделю: 1
    Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало,, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их. В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой,...смотреть целиком
  85. Мастер сатиры Салтыков-Щедрин
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. "Блажен незлобивый поэт",- писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. Судьба сатирика во все времена была тернистой. Внешние препятствия в лице вездесущей цензуры заставляли его выражать мысли обиняками, с помощью всякого рода иносказаний...смотреть целиком
  86. Cказки Салтыкова-Щедрина и их воздействие на развитие русской литературы
    Листов: 2Скачано за неделю: 1
    Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое творчество писателя. Как жанр, щедринская сказка постепенно вызревала из фантастических и образных элементов его сатиры. Немало в них и фольклорных заставок, начиная от использования формы давно прошедшего времени («Жил-был») и заканчивая обильным количеством пословиц и поговорок, которыми они пересыпаны. В своих сказках писатель затрагивает множество проблем: социальных, политических и идеологических. Так, жизнь русского общества запечатлена в них в длинном ряду миниатюрных картин. В сказках представлена социальная анатомия общества...смотреть целиком
  87. Что такое элегия в творчестве Пушкина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов — рыдающий рояль, Александр Блок — трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин — крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье...» — одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода. Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение — и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той...смотреть целиком
  88. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина составляет особый пласт, явившийся своеобразным итогом творчества сатирика. Основанные на западноевропейских и национальных русских литературных традициях, сказки Салтыкова-Щедрина самобытны и не похожи ни на какие другие. В них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство Эзопова языка, фольклорные традиции: обнаруживает себя истинно народное миропонимание, выраженное в авторских представлениях о добре и зле, нищете и богатстве, суде правом и неправом и о неминуемом торжестве разума и справедливости. В сказках мы встречаем типичных для...смотреть целиком