Творчество выдающегося писателя Александра Серафимовича — наглядное свидетельство того, как плодотворна для искусства прочная связь с народом. Произведения Серафимовича отличаются глубокой народностью и подлинным гуманизмом. Писатель воспел революционное пробуждение пролетариата и его подвиг в 1905 году. Он был соратником Горького в борьбе за революционную литературу в годы реакции. Он стал одним из зачинателей литературы.

Александр Серафимович Попов — будущий писатель Серафимович — родился на Дону в станице Нижне-Курмоярской в семье полкового казначея. Позже Поповы переезжают в Усть-Медведицкую (теперь город Серафимович). Закончив гимназию, Александр поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, где становится участником кружка революционно настроенных студентов, сближается с Александром Ульяновым и его соратниками по борьбе. Среди них были и земляки писателя. Более того, один из участников покушения на Александра III (оно, как известно, не удалось) Орест Говорухин учился вместе с Поповым в усть-медведицкой гимназии и входил в организованный последним революционный кружок. После ареста группы Ульянова Попов написал прокламацию, разъяснявшую смысл событий, за что был сослан в городок Мезень Архангельской губернии. Здесь и началась литературная биография Серафимовича. В Мезени были написаны его первые рассказы: «На льдине», «В тундре» (в позднейших публикациях—«Снежная пустыня»), «На плотах», высоко оцененные Г. Успенским и В. Короленко, которых Серафимович чтил как своих литературных учителей.

В ранних рассказах писатель изображает тяжелую жизнь тружеников Севера —• поморов: рыбаков, охотников, сплавщиков леса; показывает ужасы подневольного труда, нищету, которая доводит человека до крайнего отчаяния, часто — до гибели. Действие в «северных» рассказах Серафимовича происходит на фоне мрачной природы Заполярья, рождающей чувство тревоги за людей. Таков и первый рассказ «На льдине» (1887). Нужда и кабальная зависимость от кулака загнали помора Сороку на далекую льдину. Промысел сопряжен с большим риском. Опасности, подстерегающие помора на каждом шагу, воспитывают в нем волю, мужество, силу и ловкость. Однако писатель подчеркивает безвыходность положения бедняка, его бессилие не в борьбе с природой, а в конфликте с социальными условиями.

Верный правде жизни, Серафимович показывает, что капитализм нередко развращает людей труда, прививая им собственнические чувства. Тот же Сорока не погнушался обмануть другого бедняка: он споил самоеда и «задарма» забрал у него оленей. А герой рассказа «На плотах» Кузьма разводил плоты у таких же горемык, как и сам, чтоб больше заработать.

Собственнические чувства, как показывает писатель, проявляются порой в жестокой форме. С большой художественной силой это изображено в рассказе «Месть» (1898).

Позже Серафимович покажет, что волчьим законам капитализма противостоит высокая мораль трудового народа. На начальном же этапе творчества на первый план он выдвигал случаи проявления темных сторон психологии массы, изображал тружеников преимущественно как людей, искалеченных нищетой, согбенных под тяжестью труда.

В 1890 году писателю разрешили вернуться на родину, где он живет под надзором полиции. Он много ездит по родному краю, бывает на заводах и шахтах Донбасса, Мариуполя, Харькова, Ростова, Луганска, знакомится с жизнью русских и украинских крестьян. С декабря 1896 по январь 1898 года писатель жил в Мариуполе (теперь г. Жданов) в качестве корреспондента ростовской газеты «Приазовский край». Мариупольские впечатления легли в основу многих произведений, написанных не только в те годы («Прогулка», «Месть», цикл очерков и корреспонденции «Мариупольские картинки»), но и 10—20 лет спустя («Ветер»).

Летом 1902 года Серафимович переезжает в Москву, завязывает широкие литературные знакомства, входит в объединение демократических писателей «Среда», печатается в издательстве «Знание». Начинается новый этап в его творчестве. Знаменательным событием в жизни Серафимовича была его встреча с Горьким осенью 1902 года. Беседы с великим писателем помогли еще глубже постигнуть смысл событий и роль литературы в общественной жизни и борьбе. Горький оказывал Серафимовичу непосредственную помощь в подготовке к печати сборника его рассказов, помогал ему конкретными советами. В своих воспоминаниях Серафимович воспроизводит отзыв Горького о рассказе «Маленький шахтер»:

* «Алексею Максимовичу рассказ понравился.— Хорошо! — сказал он, нажимая на «о». Да вдруг поднялся во весь рост, протянул руку и проговорил взволнованно:— Вы не забывайте: шахтеры — ведь это же рабочие! Они ведь создают все, что кругом. У вас они только бедненькие, забитые,— жалко их… А ведь это не вся правда. Шахты-то кто попрорыл? Кто взрывал каменные неприступные пласты?.. Вот у вас этот мальчонок,— ну жалко его, конечно. Но вырастет, он же настоящий потомственный шахтер будет! Перед ним земля-то, недра раздвигаться будут. Это вот, знаете, забываем мы все… А надо помнить. А раз помнить, значит и изображать».

На события революции 1905 года Серафимович откликнулся произведениями, в которых пролетариат выступает уже как сознательный борец за лучшую жизнь. Теперь писатель не только обличает несправедливость в мире капитала, в его творчестве звучит и пафос утверждения. Герои рассказа «Похоронный марш» (1906) понимают, что они, рабочие, —страшная сила для врагов: «Не руки наши страшны врагам — страшно наше прозрение, страшны горячие сердца, бьющиеся неутолимой жаждой свободы!»

Уже через месяц после прибытия на фронт Серафимович начинает печатать цикл очерков «В Галиции», в которых рассказывает о страданиях раненых, лишенных медицинской помощи в результате «преступной постановки» санитарного и врачебного дела на фронте. С большим волнением пишет он о судьбе о крестьянства, попавшего в самое пекло войны. Попутно писатель говорит о трагическом положении всего украинского населения в западных областях, испытавшего социальный и национальный гнет в условиях Австро-Венгерской империи, с уважением пишет о мужественной борьбе украинцев за свою национальную культуру и язык, о том, что «подрастающая молодежь не только внутренне чувствует себя независимо, но и внешне держит себя с достоинством. Трудно себе представить ту жажду знаний, которую проявляют украинцы». В годы войны писателя живо интересовали самые разнообразные вопросы жизни. Некоторые произведения этого периода, посвященные деревне, нами рассмотрены. В 1915—1916 годах Серафимович пишет ряд очерков, в которых остро ставит проблему народного просвещения («Бурса», «Педагог», «Народный учитель» и др.). Большой интерес представляет повесть «Галина» (1918), в центре которой образ учительницы, работающей в сложных социальных и. бытовых условиях дореволюционной деревни.

Наблюдения на фронте и в тылу, непосредственная связь с большевиками помогли Серафимовичу глубже увидеть и понять те процессы, которые знаменовали движение страны к революционному взрыву. В рассказах о войне он говорит не только о бедствиях, которые она принесла народу, о страданиях осиротевших детей («На побывке», «Черный треух», «Ожидание»), но и об отношении народа к войне и к тем, кто её затеял. «После войны все разберется, дела будут»,— говорит крестьянин в рассказе «Сердце сосет». А в очерке «Встреча» писатель еще определеннее говорит о неизбежности революции: «Как ни калечит, как ни убивает, как ни терзает нас русская страшная действительность, как ни мечутся искалеченные, а есть жизнь, бьются сердца, и кто знает, как потрясающе будет нарушено тягостное молчание, с каким страшным грохотом рухнет строй».

И когда царский строй рухнул, Серафимович безоговорочно встал на сторону победившего народа, включился в активную журналистскую работу, сотрудничая в «Известиях», а затем в «Правде». Творчество Александра Серафимовича высоко ценил Белинский . «…Ваши произведения и рассказы сестры,— писал — внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа…» . В словах Белинского хорошо определено значение дооктябрьского творчества выдающегося писателя, а также его очерков и рассказов периода гражданской войны. Эти слова можно отнести и ко всему творчеству Серафимовича, произведения которого представляют одну из ярких страниц нашей великой литературы. Вдохновенный труд во имя народа с особой страстью продолжал писатель после Октября, создав классическое произведение литературы — эпопею «Железный поток».